Найти в Дзене
Томская неделя

Эволюция поп-музыки: век XXI

Оглавление

Прогресс не стоит на месте, а в сфере поп-музыки тем более. Какой была российская популярная музыка на рубеже столетий, и какой она стала сейчас попробуем выяснить, вспомнив поэтапно вехи развития отечественной эстрады

Популярная музыка, которую массово слушает молодежь, меняется постоянно. Вместе с поколениями меняются вкусы, да и растущая глобализационная взаимозависимость мира не дает стоять на месте артистам с поэтами и композиторами, а вместе с ними и меломанам.

Провокационная музыкальная группа «Тату»
Провокационная музыкальная группа «Тату»

Популярная музыка никогда не отличалась особой виртуозностью и изысканностью, она легкая, сиюминутная, близкая большинству. Эта музыка отвечает на запросы общества, либо наоборот, сама прививает свои ценности огромному количеству подростков, молодых людей. Что уж говорить, популярная музыка в некотором смысле воспитывает поколения. За последние 20 лет российская «попса» претерпела ряд существенных и не очень изменений. Она стала более смелой, «либеральной», открытой для экспериментов, но не всегда они были удачны и полезны для неокрепших умов. Хотя кто знает, в какую сторону творчество должно эволюционировать, чтобы не сгубить вкус и интеллектуальное развитие школьников и студентов, а также не уничтожить их морально-нравственные ориентиры.

До 2000-х гг. российская и в большей степени советская поп-музыка отличалась от, к примеру, американской, большей лиричностью, отказом от ярких сексуальных подтекстов в песнях, наличием табу на употребление мата. Она была очищена цензурой, не отличалась яркостью и выразительностью текста. Идеологический и технологический застой сыграл в этом не последнюю роль. Но что происходит с популярной музыкой сегодня? Так ли хороша свобода слова, которая не видит границ?

Артисты из «Фабрики Звезд»
Артисты из «Фабрики Звезд»

Поп-музыка в 2000-е

«Попса» первого десятилетия XXI в. не избавилась до конца от «пережитков» СССР, российская молодежь слушала песни с трогательными текстами про любовь, лиричные и сдержанные. Даже революционерки «Тату» с их откровенным поведением на сцене и в клипах транслировали чистую детскую, отнюдь не пошлую любовь (по крайней мере, сначала). В 2010-х плейлисты российских подростков все больше стали заполнять хип-хоп исполнители.

И, наконец, к окончанию десятилетия наметилась новая тенденция, пугающая многих профессиональных артистов, — музыка стала создаваться в больших масштабах юными певцами и певицами без музыкального образования, и что постоянно подчеркивают критики, порой не имеющими таланта, по крайней мере, в вокале. На авансцене оказались те, кто умеет пользоваться «хайпом» (навязчивая реклама, формирующая предпочтения потребителя через обман или трюк для привлечения внимания — прим. ред.). В конце 1990-х — начале 2000-х российская эстрада стала меняться за счет усиления влияния мировой, особенно американской музыки. Вторжением Запада ознаменовалась новая эпоха в российской популярной музыке.

Одной из главных звездных групп стала вышеназванная «Тату», созданная в 1999 г. Уже тогда был использован пресловутый хайп, придуманный продюсером «татушек» Иваном Шаповаловым, который стал заигрывать со зрителем с помощью юношеской однополой любви на сцене. «Тату» отнюдь не рядовое явление для российской эстрады того времени. Хотя почти все элементы творчества, использованные в группе, уже встречались у других исполнителей. Провокационная концепция дуэта, откровенное поведение на сцене и в клипах, окаймленные юным возрастом и чистотой чувств и душевных порывов исполнительниц, дали свои плоды, превышающие все допустимые ожидания. Комбинация всего вышеперечисленного оказалась уникальной и в общемировом масштабе — тогда в западной поп-музыке у подростков в моде было целомудрие. «Татушки» стали популярными не только в российском шоу-бизнесе, но и в других странах — США, Германии, Японии.

В 2002 г. на всю Россию прогремело небезызвестное сегодня шоу «Фабрика звезд». Просуществовало оно в первозданном виде недолго — до 2007 г. Однако, надо сказать, большое количество звезд современной эстрады ковались именно здесь. Заселенные в «звездный дом» будущие артисты круглосуточно находились под объективами камер, посещали специальные занятия, где совершенствовались в вокале, хореографии, актерском мастерстве, психологии. «Фабрика звезд» подарила российской эстраде поп-группы «Фабрика», «Корни», «Челси», «БиС», «Инь-Ян». Проект открыл исполнительниц, которые популярны и сегодня — Лену Темникову и Полину Гагарину — обе представляли Россию на «Евровидении». На «Фабрике Звезд» заявил о себе рэпер Тимати, не сходящий сегодня с экранов Ютьюба и Инстаграма. Несмотря на большую конкуренцию в жанрах хип-хоп и рэп, артист умудрился удержаться в медиа-пространстве. Также из «Фабрики Звезд» вышли Ирина Дубцова, Стас Пьеха, Виктория Дайнеко, Дмитрий Колдун, Прохор Шаляпин, Рита Дакота. Многие из этих артистов быстро потеряли популярность, но некоторые продолжают подогревать интерес к своим персонам и радовать поклонников новыми песнями. Отчасти им удалось оставаться на виду благодаря вторгнувшейся в жизнь молодежи 2010-х социальной сети Инстаграм, где звезды с разных ракурсов начали освещать свою жизнь — личную и публичную.

«Фабрика звезд», как и все, что происходило и происходит в российской поп-музыке, не раз подвергалась критике. Любопытно, что яркий представитель российского рока Диана Арбенина не признала ни «Фабрику звезд», ни современный шоу-бизнес, который заявил о себе на премии МУЗ ТВ 2021.

«Это ужасно на самом деле. Это песни, которые я стараюсь не слушать по радио. <…> Песни моих коллег, зачастую, которые просто не поддаются никакому описанию, потому что ну это — полный маразм» — прокомментировала Диана звезд «Фабрики».

О премии МУЗ ТВ 2021 рок — музыкант высказалась так: «Адски тупая песня про пчелку, инфантильный мальчик Слава, Клава, прости господи, Кока и тонны обделенных талантом детей. Отдельный восторг у меня вызвали эпитеты «кумир миллионов» в адрес практически каждого беспомощного «фрешмена», которого через год смоет волна такого же ширпотреба».

Д. Арбениной не угодишь. Рокер никогда не поймет поп-музыканта. Цели разные, жанры разные. Однако, доля правды в словах Дианы есть, элемент «зашкварности», как говорится, здесь присутствует.

2000-е гг. также запомнились усердным старанием Димы Билана и всей его команды, возглавляемой продюсером Яной Рудковской, победить на главном европейском музыкальном конкурсе «Евровидение». Билан представлял Россию на «Евровидении» 2 раза — в 2006 и 2008 гг. В 2008 г. певец представил на суд жюри и зрителей композицию Believe. Номер Димы запомнился выступлением фигуриста Евгения Плющенко и венгерского скрипача Эдвина Мартона. Образ прыгающего мальчика, эпичное шоу, созданное на сцене, жизнеутверждающая и мотивирующая песня помогли артисту одержать долгожданную победу России. Билан был на пике своей популярности как раз в 2000-х гг., когда на него как из рога изобилия сыпались тарелки с главной музыкальной премии МУЗ ТВ, где артист входил в жесткое противостояние с набиравшим популярность Сергеем Лазаревым.

Кумирами подростков девчонок к закату первого десятилетия XXI в. стали «Ранетки». Появившаяся в 2005 г. группа стала популярной только в 2008 г., когда вышел в телевещание одноименный сериал. «Ранетки» запомнились милыми душевными песнями о юношеской любви, взрывными концертами и тысячами поклонников по всей России. В то время лирическая задушевная музыка исполнялась еще одной известной исполнительницей — МакSим. Забавно, но ее песня «Знаешь ли ты?» до сих пор является неофициальным гимном болельщиков Спартака (ФК), при всей нежности композиции.

Дима Билан на Евровидении-2008 с Евгением Плющенко и Эдвином Мартоном
Дима Билан на Евровидении-2008 с Евгением Плющенко и Эдвином Мартоном

Что было популярно в 2010-е

В 2010-х распространение Интернета в массы было не остановить. Начинают появляться видеоблогеры, стримеры, другие яркие представители интернет-пространства. Однако запоют они только к концу десятилетия. А пока самой популярной музыкой становится хип-хоп, а точнее рэп. Даже музыка, сохранившая мелодичность, начинает разбавляться заимствованиями из рэпа, речитативом. Большинство песен упрощается до монотонных мелодий с акцентами на запоминающиеся, «цепляющие» фразы. Музыка также приобретает некоторое сумасшествие, оно характерно и для поведения многих исполнителей (интересно, что роль этого самого поведения, личной жизни вообще становится более значимой, едва ли не более важной, чем вокальные и артистические способности — популярность зарабатывается уже не впервые упомянутым «хайпом»). Сумасшествие проявляется и в текстах, и в мелодиях. Яркий представитель такого сумасшествия — Монеточка, которая в песнях готова «бомжевать возле трасс», если б ей «платили каждый раз» при мысли о нем. Хотя не стоит слишком недооценивать творчество данной исполнительницы, в ее текстах много смысла (что сегодня скорее редкость), она поет и про Сирию, и про Украину, ну и, конечно, куда без насущных проблем во взаимоотношениях.

В 2010-е становится популярно опускаться в своих текстах до низших понятий и слов, даже прикрываясь постиронией, исполнители забывают о том, что часть молодежи не будет пропускать музыку сквозь призму жесткого критического мышления, а лишь сузит свой диапазон мысли до первичных потребностей хомо сапиенс.

Музыкальная группа «Ранетки»
Музыкальная группа «Ранетки»

В эти годы внимание российской молодежи захватывают новые жанры и исполнители из-за рубежа. В топе k-pop — южнокорейская музыка, сначала Gangnam Style (Гангнам стайл) — песня исполнителя Psy (Псай), существующая неразрывно от характерных танцевальных движений, потом группа BTS. Иностранная музыка все чаще врывается в хит-парады, большинство молодежи сегодня помнит пуэрториканское Despacito (Деспазито), прогремевшее в 2017 г. и ставшее самой прослушиваемой композицией года.

Мало кто из нынешней молодежи знает, но рэп на нашей Родине существовал еще в СССР. В 1984 г. диджей студенческой дискотеки «Канон» Александр Астров с местной группой «Час пик» записали свою короткую музыкальную программу и создали альбом «Рэп». Дальнейшее развитие жанр получил в 2000-е, рэп музыка стала гимном недовольных экономическим и политическим кризисом в стране. Она же переняла черты шансона — в песнях зазвучали тексты криминальной направленности. Яркими исполнителями жанра стали Баста (он же Ноганно), Каста, Смоки Мо, АК-47, группа Центр (Слим, Птаха и Гуф — тот самый, который «умер»). В 2010-е гг. тексты рэп-исполнителей стали еще более многогранными. В них стали появляться аллюзии на литературные произведения и библейские мотивы, более сложные художественные образы. Кумирами молодежи к концу 2010-х в направлении рэп стали ЛСП, Хаски и Oxxxymiron (Оксимирон), привлекший внимание большой аудитории благодаря популярным в то время рэп-баттлам. Самым ярким событием 2017-го стал его баттл с рэпером Гнойным (он же Слава КПСС). Кроме того, Оксимирона многие назвали «великим поэтом» современности.

Параллельно рэпу социальному развивался и рэп более тривиальный, клубный, и даже попсовый — не несущий глобальной мысли. В нем развиваются «фабричный» Тимур Юнусов (Тимати), Егор Крид, а также представители нового жанра — кальянного рэпа, где исполнители используют свой кавказский акцент и восточные мелодии для создания клубной, но в то же время «расслабленной» музыки — Andro (Андро), CYGO(Сайго), HammAli&Navai (Хаммали и Наваи), Jah Khalib (Джах Халиб), JONY (Джони), Скриптонит.

2010-е также запомнились и умеренной, мелодичной популярной музыкой Светланы Лободы (вышедшей из не менее популярной ранее группы ВИА ГРА), Тимы Белорусских, под которого отжигают подростки России и Белоруссии (откуда он родом), хитами группы «Серебро» — особенно «Мамой Любой» и провокационным клипом к песне, спасающими молодежь от неразделенный любви и депрессии песнями Макса Коржа, а также «Экспонатом» и «Вояжем» Ленинграда Сергея Шнурова.

PSY, исполняющий Gangnam Style
PSY, исполняющий Gangnam Style

2020, или мир сошел с ума

Новое десятилетие для российской популярной музыки началось колоритно, о чем говорит уже упомянутая выше Премия МУЗ ТВ 2021 — год назад она не состоялась по очевидным причинам, однако уже тогда, в 2020 г., новые звезды загорелись достаточно ярко, чтобы их можно было записать в историю нашей отечественной музыки, нравится нам это или нет.

Рэп-баттл между Оксимироном и Гнойным
Рэп-баттл между Оксимироном и Гнойным

Интернет появился в нашей жизни далеко не вчера, с годами только прочнее в ней закрепился. Особенно это касается той молодежи, которая большую часть своего существования использовала прорывное достижение человечества. Тем, кому сегодня 20 лет, полжизни пользуются соц. сетями и уже не представляют, как можно без них существовать, общаться, делиться впечатлениями. С привычными Вконтакте и Инстаграмом стал использоваться популярный сервис Тикток, и, конечно, музыка заняла в нем особое место. Высокая концентрация современной «попсы» находится именно там.

Пандемия, природные катаклизмы, вакцинная дипломатия и, в целом, 2020 г. стали поворотными для Тиктока. Приложение для танцующих на камеру подростков превратилось в самое популярное место на Земле, хоть и виртуальное. В нем гармонично ужились, будто в общежитии, учителя, порномодели, столичные и провинциальные подростки и бабушки из российской глубинки. Наступление пандемии COVID-19 стало для Тиктока очередной и даже главной точкой роста за все время существования платформы. Уже к апрелю 2020 г. количество загрузок приложения преодолело рубеж в два миллиарда.

Декорации к выступлению Дани Милохина и Николая Баскова на Премии МУЗ ТВ 2021
Декорации к выступлению Дани Милохина и Николая Баскова на Премии МУЗ ТВ 2021

Параллельно развитию Тиктока, не сбавляет темпы завоевания популярности видеохостинг YouTube (Ютьюб), который позволил заявить о себе едва ли не каждому российскому гражданину (и людям со всего мира). Через эту платформу россияне узнали, например, о панк-рейв группе Little Big (Литтл Биг), основанной музыкантом-блогером Ильей Прусикиным и режиссером Алиной Пязок. Впервые они заявили о себе 1 апреля 2013 г., выпустив клип «Every Day I’m Drinking» («Каждый день я выпиваю») на Ютьюбе. Вышедшая в 2018 г. песня «Skibidi» взорвала Интернет и уже в 2019 г. получила платиновый статус. Клип, снятый на песню, стал мегапросматриваемым в Ютьюбе, собрав более полумиллиарда просмотров. Эта группа должна была представлять Россию на «Евровидении-2020» с композицией Uno, собравшей более 200 тыс. просмотров, но все та же пандемия не позволила этой неоднозначной и неординарной группе выступить.

Ныне популярные Моргенштерн, Клава Кока, Slava Marlow (Слава Марлоу), Валя Карнавал, Даня Милохин тоже обосновались в российском шоу-бизнесе благодаря соц. сетям и Ютьюбу. Но больше всего пугает здесь то, что выйдя из среды блогеров, они обратились к музыкальному творчеству — что само по себе, конечно, не может возбраняться. Однако, тенденция «Те, кто пел, переходят в тикток, те, кто в тикток, начинают петь» немного пугает, и вот почему. Несмотря на скептическое отношение к классике у большинства молодежи, она все же тренирует мозг, формирует вкус, развивает интеллект (особенно если слушать обдуманно, с разбором произведений), а вот музыка упрощенная и в мелодии, и в текстах останавливает мозг в развитии. Никто не спорит, всякая музыка нужна, но переход грани, засилье примитивного музыкального контента — это звоночек о приближении неизбежного тупика человечества.

Кумир поколения — Моргенштерн
Кумир поколения — Моргенштерн

Что еще больше обидно, многие артисты, популярные в 2000-х, стали изменять привычным музыкальным направлениям в пользу «качающей», «залетающей», «вайбовой» музыки, малосодержательной и даже порой крайне глупой и пошлой. Филипп Киркоров с Николаем Басковым — главные представители выживших из старой эстрады, сменивших «Жестокую любовь» с «Шарманкой» на «Ибицу», «Дико тусим», «Ролекс».

По той же дороге пошел и Дима Билан, гордость России-2008, который не отступает от своих коллег, записывая синглы с тиктокерами. Туда же обратил свой творческий взор Егор Крид, некогда представлявший пафосный и агрессивный лэйбл Black Star (Блэк Стар), то же самое сделал и сам основатель лэйбла Тимати.

Страшно представить, что будет с поп-музыкой в России дальше. Может быть, это только консервативные бредни стареющих поколений, проблема отцов и детей. Однако, слабо верится, что клиповое поколение тиктока — проходящий этап и в музыкальном пространстве, и в бытовом, когда в нынешний век катаклизмов Интернет зажимает нас в тиски — и молодежь, и среднее поколение, и даже старшее. Кто знает, что готовит нам завтра, если все циклично — может, похабное, развязное и тривиальное сойдет на нет?

Екатерина Царева

От редакции: как иногда пишут, «мнение редакции может не совпадать с мнением автора»… Если у вас есть, что рассказать песнях советского периода и вы не согласны с тем, что они «не отличались яркостью и выразительностью текста», можете поделиться своим мнением с читателями нашей газеты, отправив письмо на электронную почту редакции «Томской НЕДЕЛИ»: red@tomskw.ru.