Эгон Шиле (1890-1918) – австрийский художник, представитель австрийского экспрессионизма.
Иногда поражаешься тому, как можно много сделать, даже если у тебя слишком мало времени.
Жизнь обыденная
Эгон Шиле родился 12 июня 1890 года в австрийском городе Тульне, в семье начальника железнодорожной станции.
Его отец, Адольф Шиле, умер от сифилиса, когда Шиле было 14 лет. Трагедия семьи повлияла на творчество художника, поэтому практически в каждой картине мы находим изображение смерти.
От венерического заболевания его отец лишился рассудка. Вероятно, отсюда у Шиле интерес к изображению людей психологически сломленных и болезненных, с этим непередаваемым страхом в глазах.
С матерью у Шиле были плохие отношения. Они не умели общаться, не было точек соприкосновения или же каких-то общих тем; совершенно противоположные взгляды на жизнь.
А вот младшая сестра Герти была для Шиле самым важным человеком в его жизни. И именно она была его первой моделью.
После смерти отца Шиле был отдан матерью на воспитание к дяде. В это время он начинает рисовать акварели. В основном, это было изображение городской архитектуры. И бесконечные рисунки железной дороги.
И тут приходит, видимо, некое понимание того, что есть талант и желание запечатлевать этот мир.
В шестнадцать лет Шиле поступает в Императорскую академию художеств в Вене. Но его представление о мире и о том, как надо изображать все существующее, не соответствовало консервативным взглядам преподавателей. И не могло быть иначе: общество обычно не принимает чего-то кардинального нового и отталкивающего. Важна была техника, точность в деталях, линиях, изучение анатомии человека. А вспомнить картины Шиле – это все эстетика болезненного, тревожного, пугающего. И это бессознательное, внутреннее было чуждо академическим канонам. Это не то.
Шиле покидает академию через два года обучения.
Посмотрите, как эти картины отличаются от того, какие работы мы представляем в голове, говоря о Шиле.
Когда говорят о том, что Шиле рисовал странно и непонятно только потому что не умел рисовать, достаточно посмотреть на его ранние работы. Рисовать в том понимании, которое отвечает требованиям публики, он умел, очень даже хорошо. Но это было не его; не было внутреннего удовлетворения и ответов на вопросы, которые он отражал в своем творчестве.
Жизнь творческая
Шиле и Густав Климт
1907 год. Шиле знакомится с Густавом Климтом. До этой встречи он много раз приходил к Климту и пытался с ним познакомиться, показать свои рисунки и получить в подарок что-то даже самое незначительное из работ Климта.
В итоге встреча состоялась. И Климт был в восторге от работ Шиле. Надо сказать, что он помогал многим молодым художникам, которые бросали вызов существующим порядкам и разрушали традиции изображения. Они вырывались наружу, а Климт выступал как образец для подражания, гениальный мастер, у которого можно и нужно учиться.
Шиле называл себя «серебрянным Климтом», выражая в этом их одинаковость. Он воспринимал себя как подобие старшего художника.
1909 год – выставка на Кунстшау, где Шиле выставляет несколько своих работ.
Три года плодотворной работы с Климтом, знакомство с потенциальными заказчиками, выставки и званые вечера, где Климт знакомил публику с работами Шиле. Неизвестный странный художник становится узнаваем.
В это период работы Шиле очень похожи на творчество Климта: те же орнаменты, позы, сюжеты и герои. Но это не значит, что Шиле бездумно копировал великого мастера. Он просто искал себя, свой стиль и свое видение этого мира.
И нашел. Совершенно неожиданное и, безусловно, новаторское.
Экспрессионизм
Экспрессионизм – течение в европейском искусстве первого десятилетия XX века. В основном, в Германии и Австрии.
Как бы описать экспрессионизм? Это нечто, вырывающееся из глубины души, глухой крик или отклик на то, что творится вокруг и внутри человека. Это эмоции, страхи, боль, тревога. Это уродство мира, который стремительно разрушается в глазах смотрящего. И это то, что происходит с человеком от этого разрушения. Сразу вспоминается картина «Крик» Мунка.
Но не только.
Экспрессионизм – это еще изучение и изображение бессознательного, скрытого за видимой радужной картинкой. Это что-то, идущее изнутри, лишенное красоты. Красота вообще отсутствует: ни природа, ни человек не предстает пред нами в лучшем, привлекательном виде.
Эрнст Гомбрих: «По-видимому, экспрессионистическое искусство отталкивает публику не столько самим фактом искажения натуры, сколько его следствием – отсутствием красоты. Когда карикатурист показывает человеческое уродство, это в порядке вещей – такова его профессия. Но когда художник вторгается в сферу серьезного искусства со своими искажениями, да еще такими, которые не идеализируют природу, а обезображивают ее, это вызывает возмущение».
И это должно было вызывать эмоциональный отклик. Эгон Шиле своими работами пытался помочь зрителю увидеть себя по-новому.
Отход от Климта и развитие собственного стиля
В 1910 году Шиле отдаляется от влияния Климта, от его видения мира, который выражается в работах. Исчезают яркие цвета, орнаменты.
Это начало глубокого познания не только других людей, но и себя самого. Изучение через автопортреты. Чтобы понять весь этот мир, не только внешний, но и внутренний, узнать устройство других людей, их чувства, переживания, эмоции нужно научится понимать себя.
Шиле создал больше, чем кто бы то ни было до него, автопортретов за свою короткую жизнь.
Каждый его автопортрет – разные личности. Сам Шиле говорил, что не писал автопортреты; это скорее маска образов разных людей. Ему хотелось узнать, что это такое человек, кто он, как он живет и что выражает собой. Как это – быть разным. И кто есть сам я.
Фигуры он изображал обособленными от фона, который зачастую был нейтральным, изображал их в анфас, уделяя особое внимание глазам и рукам. Гиперболизация изображения тела – изломанного, с ярко выделяющимися линиями – передает нам тревогу и страх, непонимание этого мира, непринятие всего существующего.
Отойдя от влияния Климта, работы Шиле становятся мрачными или бесцветными, а тела изображенных изломленными и болезненными.
Интересен сам процесс создания произведений. Он всегда рисовал линиями, никогда не отрывая карандаш от бумаги. Внимательно наблюдал за натурщиками и одной чертой передавал изгибы тела, морщинки, очертания одежды, взгляд. Линии получались точные, характерные, неровные, совсем не такие, как в работах Климта. Шиле не изображал свет и тень, это были контуры, с помощью которых передавались жесты и движение. Никакого фона, никаких орнаментов или того, что могло бы отвлечь от самого главного – человека и его истории.
Джейн Каллир, искусствовед: «и в рисунках, и в картинах Шиле роль объединяющей силы играла линия… Так завершилась метаморфоза: эмоциональный эффект пришел на смену декоративному… Шиле сорвал маску с мрачного мира потаенных чувств».
Действительно, смотря на работы Шиле, не видишь эстетики, не возникает чувства прекрасного.
Шиле не интересуется красотой и внешним видом. Все его исследования как художника направлены на страх, боль, тревогу и какие-то психические отклонения. Истерия, например, которая становится интересной не только в психиатрии, но и в искусстве.
Посмотрите на руки и тела изображенных: они все изломлены, неестественны, как будто изображенные бьются в конвульсиях. Эти изображения очень похожи на фотографии больных, страдающих истерией, которые можно было посмотреть и изучить.
«Смерть и девушка». На картине – Шиле и его натурщица, Валли Нойциль.
Валли сыграла большую роль в развитии Шиле как художника. И не только как натурщица – она была его музой и вдохновением, верной подругой. Поддерживала его в период тюремного заключения, общалась с клиентами, занималась финансовыми вопросами. И всегда была рядом.
Но Шиле вдруг, спустя четыре года нерушимого союза, решил, что ему надо женится. Но не на Валли, а на ком-то, кто имеет более определенный и уважаемый статус в обществе. В общем, покинул Валли ради спокойной семейной жизни с материальным достатком.
Говорят, что эта картина первоначально называлась «Мужчина и девушка». После известия о смерти Валли от скарлатины, Шиле переименовал ее на «Смерть и девушка», возможно, ассоциируя себя со смертью: если бы он не расстался с Валли, она бы не стала медсестрой и не подхватила бы смертельную болезнь.
Знаете, смотря на эту картину, я вспоминала, что я чувствовала при потере близкого человека. Посмотрите на руку девушки, которой практически нет, она еле-еле касается своей тонкой рукой за изображенного. А вокруг них – невесомость на белом одеянии, как облако, на котором ты поднимаешься наверх, а сердце замирает – так я себя чувствовала. И вся боль внутренняя, непонятная и мучительная отражена в этой картине.
В женских портретах героини смотрят на нас, в отличие от классических канонов изображения женщин. И тела их совсем далеки от идеала: они острые, худые, изломленные. Тело перестает быть объектом, им не любуются и восхищаются.
Интересны и удивительные его городские пейзажи. Это настолько мрачный, уединенный, страшный, но при этом невероятно притягивающий неизведанный мир, что хочется разглядывать эти работы вновь и вновь.
Эгона Шиле многие не понимали. Современники с неодобрением рассматривали его картины, а из-за изображения голых подростков его на 24 дня посадили в тюрьму за распространение детской порнографии.
Естественно, он был новатором, тем, кто решил изображать людей голых, мастурбирующих, шокирующих. Подростков и детей, которые интересуются половой жизнью. Это возмущало публику, ведь дети всегда изображались как невинные существа, для которых половая жизнь совершенно не знакома.
И тут можно вспомнить теорию Алоиза Ригля (австрийский историк и искусствовед) о том, что каждая эпоха должна определять свою эстетику. Не существует априорных канонов изображения и сюжетов. Существует только историческое время, то, что происходит в данную минуту и то, что хотят изображать именно в этот период. Не стоит оглядываться назад и говорить о том, что вот раньше было лучше, изображали лучше, да и сюжеты были поинтереснее. Искусство всегда неотделимо от событий и от времени. От современности. Раньше людей интересовало одно, сейчас другое.
Период творчества Шиле пришелся на эпоху развития психологии как науки, которая начала отделяться от философии благодаря Зигмунду Фрейду. Поиски бессознательного, исследование сексуальности, теории о том, что дети тоже испытывают эти чувства на каком-то бессознательном уровне, - все это окружало Шиле. И почему, скажите, он должен был в такой атмосфере изображать что-то другое? Естественно, его работы могут показаться вульгарными, аморальными, непонятными и совершенно непрофессиональными, но он был человеком своего времени. И он изображал именно то, что должен был.
Шиле умер в 1918 (в том же, что и Климт). Умер от испанки спустя три дня после смерти своей беременной жены Эдит. Ему было 28 лет.