Найти тему
Кому за 40

Чего родителям не стоит делать вместо их детей

Наблюдать за тем, как ребенок растет, развивается, познает мир и учится в нем жить - удовольствие для любого родителя. Правда, иногда родители стремятся своему чаду помочь быстрее освоиться и стать частью общества, тем самым лишая самого ребенка права на самостоятельные поступки и решения. В каких случаях это происходит?

Например, в таком: вы гуляете с сыном или дочкой по парку, ребенок уже умеет говорить и делится впечатлениями о том, что его окружает. Проходящая мимо женщина умиляется: "Ой, какой чудный ребенок! А как тебя зовут?". И вы бодро отвечаете - Лиза/Светлана/Саша/Петя. В чем ошибка? В том, что отвечаете на вопрос вы, хотя делать это следовало бы ребенку. Ведь имя принадлежит ему.

Или вы хотите развить в семье такую систему отношений, когда родители по совместительству выполняют ещё и функцию лучших друзей. Разрешаете называть себя не мамой, а по имени, приветствуете откровенное панибратство, выпытываете у своего чада все секреты и рассказываете ему свои... Зачем вам это? С родителями-друзьями ребенок никогда не научится уважению старших, не научится хранить свои и чужие тайны, всегда будет от вас зависимым. Лучше дайте ему свободу выбора друзей среди школьных и дворовых товарищей, но и проверяйте, чтобы чадо не связалось с дурными людьми.

Третья ошибка - приписывать ребенку свои "хочу". Если вы будете надевать ему шапку под предлогом того, что он замёрз, хотя самому ребенку вовсе не холодно, заставлять есть кашу со словами "Ты же хотел ее, я точно знаю, просто капризничаешь", то человека, понимающего и осознающего свои личные потребности и умеющего их удовлетворить, вы не вырастите никогда. Зачем ему знать, когда он голоден, а когда сыт? Мама сказала, что я себя чувствую вот так, и значит, она права.

Ошибка номер четыре - обслуживать ребенка даже тогда, когда он кое-что может делать сам. Это часто практикуют родители детей 3-4 летнего возраста. Ребенок хочет самостоятельно сложить одежду? Не вырывайте у него штанишки и кофточку с криком: ты не уложишь как надо, лучше я сделаю! Пусть сам сложит как получится. Не идеально? И пусть. Хочет обуться сам и шнурки завязать? Не мешайте, просто наблюдайте, как ребенок это делает. Поправить можно, делать за ребенка - нет.

Пятая ошибка - навязывать ребенку свое представление о прекрасном. "Битлз великая группа, а все эти ваши Корн или Слипкнот - ужасные, это не музыка!". Тем самым вы не прививаете своему чаду вкус, а убиваете его личное желание слушать то, что нравится ему и что популярно в его компании. Воспитывать вкус и культуру надо по возможности деликатно.

Ошибка номер шесть - давать ребенку личные деньги, а потом устраивать допросы, куда, зачем и на что он их потратил. Так вы сына или дочь распоряжаться деньгами, считать их и правильно распределять не научите. Ещё хуже - давать деньги, но с указанием "Ты себе купишь только пирожок в буфете, никаких шоколадок и соков". В конце концов, деньги чьи? Ребенка, вы ему их дали осознанно и добровольно. Пускай он сам и решит, куда их тратить.

Седьмая ошибка, одна из самых распространенных и калечащих личность маленького человека - когда ребенку предлагается увлечение, но не то, которое он хочет сам, а то, которое в свое время почему-то не далось родителям. Например, мама не поступила в детстве в музыкальную школу, а через много лет решила отдать туда дочку, хотя способностей к музыке у ребенка не наблюдается. Ей бы над листом бумаги с карандашами посидеть, да и рисунки на диво хорошие получаются... Но мама непреклонна, и дочка вынуждена по два часа в день играть на скрипке или пианино, пряча слезы и обиду. А мама говорит всем знакомым: "Я не смогла, пусть мой ребенок сможет!". Дайте ему возможность проявить себя в том деле, к которому точно лежит его душа и способности.

И последняя, восьмая ошибка - разделять с ребенком его успехи, но говорить вместо "Какой ты молодец" фразу "Какие мы молодцы с тобой!". Часто ребенок даже не понимает: если он сам пробежал сто метров за самое малое время, причем тут мама/папа? Это ведь только его, ребенка заслуга. Ну, может, ещё и тренера. Нет, радоваться успехам надо, но не присваивайте их часть себе, если этим успехам вы напрямую не способствовали. Когда вместе испечете пирог или построите лодку - тогда и употребляйте местоимение "мы'.