Найти тему
Всё об алалии, аутизме и ЗПР

Почему я считаю занятия основным методом преодоления аутизма, алалии и других нарушений развития?

Прежде всего потому, что на данный момент лекарств от таких вещей не существует. Если можно было пропить волшебный курс таблеток или поделать какие-то процедуры, после которых ребенку становилось бы внушительно легче, я была б адептом подобных манипуляций.

Зато весомый эффект всегда давали занятия. Они никогда не "стреляют" у Лёвы сразу, но проходит месяц-два-пять и я вижу, что навык вырос/поменялась речь/улучшилось мышление и прочее, пусть даже до этого мне казалось, что я гоняю воду из пустого в порожнее.

Почему так происходит? Потому, что чем бы мы ни занимались, занятия стимулируют в мозге синаптогенез.

Синаптогенез - это процесс роста связей между нейронами. Он сопровождает нас на протяжении всей жизни, но особенно активен в детстве.
Синаптогенез (стилизированное изображение из открытых источников)
Синаптогенез (стилизированное изображение из открытых источников)

Как только создается достаточное количество качественных связей, человек замечает это в виде улучшившегося навыка в чем-либо. Вот родители бывает говорят: "Мой ребёнок молчал-молчал, а потом раз - и заговорил" - это типичный пример того, когда мозг малыша просто "дорастил" нейронные связи для речи.

Синаптогенез сопровождает вообще все навыки, которые появляются у нас на протяжении жизни. И вот тут наблюдается странный парадокс. Никто не говорит что-то вроде: "Чтобы научиться играть на саксофоне, достаточно попить таблетки или полежать на процедуре". Медицинские манипуляции может и облегчат этот процесс, но, думаю, всем очевидно, что полагаться только лишь на них глупо. Чтобы научиться играть на музыкальном инструменте, кататься на коньках или выучить английский язык, надо в первую очередь практиковаться.

Собственно, из той же оперы нарушения речи и развития - чтобы ребёнок мог их преодолеть, он должен работать, особенно там, где он откровенно слаб. Проблема в том, что:

  • Мозг малыша почти всегда получает такие трудности, не имея достаточно развитых, закреплённых навыков - его тяжелее обучить, так как ему не на что опереться;
  • Взрослый понимает зачем ему вся эта реабилитация, может с самого начала заниматься много и долго, что приводит к сравнительно быстрому восстановлению (скажем, нетяжелая динамическая афазия может при усиленной коррекции реабилитироваться в сроки от 2-3 месяцев). Ребенок, особенно маленький, не понимает и неспособен на такие марафоны, поэтому его реабилитация растягивается на годы.

Но годы это не навсегда. Постепенно состояние малыша благодаря занятиям улучшается.

Несмотря на это, я то и дело вижу вещи типа "Психиатрия/неврология никакими занятиями не исправляется." Как думаете, откуда берутся эти мнения?

Видимо, под "неврологией/психиатрией" подразумеваются какие-то состояния по типу, шизофрении, деменции, рассеянного склероза и т.д. Но их так же корректно равнять с нарушениями развития, как бородавку и рак кожи.

При шизофрении, хоть обзанимайтесь, галлюцинации или паранойя куда-нибудь исчезнут? Нет. Их можно убрать лекарствами, правда не всегда. Личностные изменения иногда поддаются психотерапии, но это надо, чтобы человек сам хотел себе помочь, сотрудничал с терапевтом, чего, увы, в половине случаев не происходит - люди с шизофренией нередко отрицают своё расстройство.

Примерно то же самое можно сказать и про деменцию. Её развитие можно замедлить, но хоть что ты делай, итог будет один - мозг будет постепенно разрушаться, а человек плавно скатится к инвалидности и смерти. Целесообразность занятий есть: по некоторым исследованиям при помощи физических и умственных нагрузок можно отсрочить наступление недееспособности при болезни Альцгеймера и Паркинсона чуть ли не в 2 раза. Но кто-то всё равно предпочтет не напрягаться и жить, сколько отмеряно, так как болезнь всё равно будет отвоёвывать позиции.

И в том, и в другом случае в мозге постоянно действует патологический процесс. Терапии, занятия, всякие "держания за ручку" тут носят больше вспомогательный характер - могут несколько улучшить качество жизни, могут её продлить, но, к сожалению, не более.

А что же мы видим при нарушениях детского развития? Если речь не идёт о постоянно действующих генетических болезнях, эпилепсии, нарушениях слуха или зрения, дети с такими проблемами получают повреждение ЦНС одномоментно в какой-то момент в прошлом.

Возможно, во время беременности повлияла какая-нибудь инфекция, возможно, была травма в родах или гипоксия, инсульт и т.д. Да, это привело к плохим последствиям, но такие малыши больше не подвергаются влиянию негативных факторов. А это значит, что повреждения могут быть полноценно или хотя бы частично компенсированы навсегда.

Если не понимаете как так, то вспомните инсульт или травмы головы. Это пример "взрослых" нарушений, который применим к таким детям потому, что причина тоже была разово где-то в прошлом и сейчас уже не влияет на мозг.

Разве люди после инсульта не встают, не ходят, не говорят? Их сразу записывают в идиоты? Рассказывают про "психиатрия/неврология не лечится" и ставят на них крест? Отправляют в ПНИ? Нет, их не списывают со счетов, а лечат, реабилитируют занятиями и это во многих ситуациях приносит свои плоды.

Да, сила повреждений бывает очень разной. После того же инсульта человек может как через годик о нём и не вспомнить, так и никогда не оправиться. Также и с аутизмом и алалией - это серьёзные вещи с часто неизвестным механизмом и объёмом нарушений, что осложняет прогнозы. Но дети тут вовсе не так безнадежны, особенно, если их, повторюсь, не пытаются научить говорить/соображать и т.д. одними лишь волшебными пилюльками. Чтобы ребёнок научился делать то, что он не умеет, он должен этому учиться.

Навигация по каналу - мой небольшой вагон материалов по нарушениям развития и их преодолению.

Спасибо что читаете меня!

Ставьте лайк и подписывайтесь, чтобы видеть больше материалов по теме и от меня, и от других авторов :)