Найти тему
Сайт Авиационной Истории

Советская авиация на ретрофотографиях. Выпуск 4

Подборка фотографий Советской авиации.

1. Производство Бе-30

Бе-30 Таганрог, ТМЗ, 1970 год. Фотография © Архив К.Г. Удалова
Бе-30 Таганрог, ТМЗ, 1970 год. Фотография © Архив К.Г. Удалова

На фотографии запечатлено производство пяти самолетов Бе-30 опытной серии на Таганрогском машиностроительном заводе (ТМЗ) в кооперации с заводом № 86 в Таганроге в 1970 году. Самолеты получили следующие бортовые номера: СССР-67205, СССР-67206, СССР-67207, СССР-67208 и СССР-67209

2. Ту-124А СССР-45075 в Шереметьево

Ту-124А СССР-45075 Москва, Шереметьево
Ту-124А СССР-45075 Москва, Шереметьево

Прототип самолета Ту-134 – самолет Ту-124А СССР-45075 в Шереметьево. 29 июля 1963 года этот самолет совершил свой первый полет пассажирский самолёт для авиалиний малой и средней протяжённости Ту-134. Изначально самолет имел наименование Ту-124А и имел бортовой номер из диапазона Ту-124 СССР-45075. В дальнейшем самолет получил новое обозначение Ту-134. До 6 ноября 1964 года новый самолет проходил заводские испытания. Далее участвовал в эксплуатационных испытаниях и использовался в различных испытательных программах.

За время испытаний совершил 225 полетов, налетав 274 часа. В октября 1967 года Ту-124А СССР-45075 был установлен на ВДНХ в Москве. В сентябре 1977 года самолет переехал в Новогиреево, где был установлен на постаменте во дворе ПТУ №164 (Напольный проезд, д.9). На новом месте самолет был разбит вандалами, подростки сожгли ему даже салон. Тем не менее самолет в качестве памятника простоял сравнительно долго, пока 11 апреля 2013 года не был демонтирован и утилизирован. Сам Ту-134 серийно выпускался на авиазаводе в Харькове с 1965 по 1984 год. Ту-134 до сих пор можно увидеть в небе...

3. Санитарное задание Ми-8 в Магаданской области

Ми-8 Магаданская область
Ми-8 Магаданская область

Фотография РАФ-22031 скорой медицинской помощи, сделанной где-то в Магаданской области (возможно даже в Магадане). На заднем фоне Ми-8 Магаданского УГА, выполняющий санитарное задание. Знатоков прошу опознать пейзаж на фото, Магадан или нет?

4. Ту-114 СССР-76475

Ту-114 СССР-76475
Ту-114 СССР-76475

Ту-114 СССР-76475 с 17 октября 1961 года по 26 января 1976 года трудился в Московском управление транспортной авиации ГВФ. С 1961 по конец 1964 года самолет базировался во Внуково, затем перебазировался в Домодедово. Однажды этот самолет при посадке в Анадыре, выкатился за пределы ВПП. Авиалайнер был утилизирован в Домодедово вместе с другими списанными Ту-114.

5. Ту-114 и Перспективное такси ВНИИТЭ-ПТ

Ту-114 и Перспективное такси ВНИИТЭ-ПТ, Москва, Шереметьево
Ту-114 и Перспективное такси ВНИИТЭ-ПТ, Москва, Шереметьево

Интересный кадр. Шереметьево, Ту-114 и перспективное такси ВНИИТЭ-ПТ, которое было выпущено в единственном экземпляре. Ту-114 базировались в Шереметьево пока эксплуатировались на международных линиях с 1964 по 1970 год. ВНИИТЭ-ПТ с 1965 года проходила испытания и опытную эксплуатацию в 1-м Московском таксопарке, участвуя в автовыставках и пробегах автомобилистов. В 1975 году уникальное такси ВНИИТЭ-ПТ ушло с Московских улиц в музей, но это уже другая история. Данная фотография сделана скорее всего в 1966 году.

6. АНТ-20бис (ПС-124) СССР-Л760 в полете

АНТ-20бис СССР-Л760
АНТ-20бис СССР-Л760

Гигантский пассажирский самолет АНТ-20бис (ПС-124) в полете. В таком ракурсе элегантность самолета превосходит его грандиозность. В заключение хочу сказать, что судьба АНТ-20бис была трагичной, он как и его старший брат АНТ-20 «Максим Горький», погиб в авиакатастрофе в 60 км от Ташкента.

7. Ми-1М СССР-68073

Ми-1М СССР-68073
Ми-1М СССР-68073

Данный Ми-1М з/н 96801301 был произведен на авиазаводе №168 в Ростов-на-Дону в 1959 году. 15 мая 1959 года вертолет поступил в Дальневосточное территориальное управление ГВФ, где был зарегистрирован, как СССР-68073. 8 июня 1961 года этот Ми-1М был передан в Полярную Авиацию, где пролетал до 1967 года. 12 сентября 1967 года Ми-1М СССР-68073 потерпел аварию и сгорел на ледоколе «Киев». 5 января 1968 года вертолет был списан по причине чрезвычайного происшествия.

8. Раскапотированный Як-15

Як-15, Горьковская область, Саваслейка
Як-15, Горьковская область, Саваслейка

Многие не любят подобные фотографии, но пройти мимо нее я не мог. Для меня отечественные реактивные первенцы всегда казались футуристическими самолетами. Одним из любимых самолетов этой эпохи – Як-15. Почему? Даже не знаю, скорее всего из-за иллюстрации в журнале «Моделист-Конструктор», на которой были изображены знаменитые ярко-красные парадные Як-15. Вернемся к фотографии, на которой, как никак лучше всех изображено устройство реактивного первенца. Раскапотированный умирающий Як-15 на траве. Вид у него даже какой-то инопланетный. Фотография сделана в 148 Центре боевого применения и подготовки личного состава авиации ПВО в Саваслейке, Горьковское (ныне Нижегородской) области. В августе 1946 личным составом полка началось освоение первого советского реактивного истребителя Як-15.

9. Фюзеляж Ли-2 в Рыбинском АСК

Ли-2 Ярославская область, Рыбинск, Рыбинский АСК
Ли-2 Ярославская область, Рыбинск, Рыбинский АСК

Чего только не встретишь на старых фотографиях. Фотография из архива Рыбинского АСК, на которой запечатлено награждение Елены Левановой. Обратите внимание на задний план. Хорошо виден фюзеляж самолета Ли-2, который использовался видимо, как склад, подсобное помещение или тренажер для парашютного звена. Последнее более вероятно.

10. Будущее которое не наступило

Ракетный корабль-экраноплан проекта 903 «Лунь», Каспийское море
Ракетный корабль-экраноплан проекта 903 «Лунь», Каспийское море

Об этом аппарате довольна много написано и многим известно. Что-либо писать про его историю, я не буду, т.к. это можно без проблем прочитать буквально везде, на любом околоавиационном или околокорабельном ресурсе. Я просто призываю посмотреть на такой ракурс этого аппарата. Завораживает. Жаль конечно такую машину...

© Юрий Дорошенко

Продолжение следует...