Подборка фотографий Советской авиации.
1. Производство Бе-30
На фотографии запечатлено производство пяти самолетов Бе-30 опытной серии на Таганрогском машиностроительном заводе (ТМЗ) в кооперации с заводом № 86 в Таганроге в 1970 году. Самолеты получили следующие бортовые номера: СССР-67205, СССР-67206, СССР-67207, СССР-67208 и СССР-67209
2. Ту-124А СССР-45075 в Шереметьево
Прототип самолета Ту-134 – самолет Ту-124А СССР-45075 в Шереметьево. 29 июля 1963 года этот самолет совершил свой первый полет пассажирский самолёт для авиалиний малой и средней протяжённости Ту-134. Изначально самолет имел наименование Ту-124А и имел бортовой номер из диапазона Ту-124 СССР-45075. В дальнейшем самолет получил новое обозначение Ту-134. До 6 ноября 1964 года новый самолет проходил заводские испытания. Далее участвовал в эксплуатационных испытаниях и использовался в различных испытательных программах.
За время испытаний совершил 225 полетов, налетав 274 часа. В октября 1967 года Ту-124А СССР-45075 был установлен на ВДНХ в Москве. В сентябре 1977 года самолет переехал в Новогиреево, где был установлен на постаменте во дворе ПТУ №164 (Напольный проезд, д.9). На новом месте самолет был разбит вандалами, подростки сожгли ему даже салон. Тем не менее самолет в качестве памятника простоял сравнительно долго, пока 11 апреля 2013 года не был демонтирован и утилизирован. Сам Ту-134 серийно выпускался на авиазаводе в Харькове с 1965 по 1984 год. Ту-134 до сих пор можно увидеть в небе...
3. Санитарное задание Ми-8 в Магаданской области
Фотография РАФ-22031 скорой медицинской помощи, сделанной где-то в Магаданской области (возможно даже в Магадане). На заднем фоне Ми-8 Магаданского УГА, выполняющий санитарное задание. Знатоков прошу опознать пейзаж на фото, Магадан или нет?
4. Ту-114 СССР-76475
Ту-114 СССР-76475 с 17 октября 1961 года по 26 января 1976 года трудился в Московском управление транспортной авиации ГВФ. С 1961 по конец 1964 года самолет базировался во Внуково, затем перебазировался в Домодедово. Однажды этот самолет при посадке в Анадыре, выкатился за пределы ВПП. Авиалайнер был утилизирован в Домодедово вместе с другими списанными Ту-114.
5. Ту-114 и Перспективное такси ВНИИТЭ-ПТ
Интересный кадр. Шереметьево, Ту-114 и перспективное такси ВНИИТЭ-ПТ, которое было выпущено в единственном экземпляре. Ту-114 базировались в Шереметьево пока эксплуатировались на международных линиях с 1964 по 1970 год. ВНИИТЭ-ПТ с 1965 года проходила испытания и опытную эксплуатацию в 1-м Московском таксопарке, участвуя в автовыставках и пробегах автомобилистов. В 1975 году уникальное такси ВНИИТЭ-ПТ ушло с Московских улиц в музей, но это уже другая история. Данная фотография сделана скорее всего в 1966 году.
6. АНТ-20бис (ПС-124) СССР-Л760 в полете
Гигантский пассажирский самолет АНТ-20бис (ПС-124) в полете. В таком ракурсе элегантность самолета превосходит его грандиозность. В заключение хочу сказать, что судьба АНТ-20бис была трагичной, он как и его старший брат АНТ-20 «Максим Горький», погиб в авиакатастрофе в 60 км от Ташкента.
7. Ми-1М СССР-68073
Данный Ми-1М з/н 96801301 был произведен на авиазаводе №168 в Ростов-на-Дону в 1959 году. 15 мая 1959 года вертолет поступил в Дальневосточное территориальное управление ГВФ, где был зарегистрирован, как СССР-68073. 8 июня 1961 года этот Ми-1М был передан в Полярную Авиацию, где пролетал до 1967 года. 12 сентября 1967 года Ми-1М СССР-68073 потерпел аварию и сгорел на ледоколе «Киев». 5 января 1968 года вертолет был списан по причине чрезвычайного происшествия.
8. Раскапотированный Як-15
Многие не любят подобные фотографии, но пройти мимо нее я не мог. Для меня отечественные реактивные первенцы всегда казались футуристическими самолетами. Одним из любимых самолетов этой эпохи – Як-15. Почему? Даже не знаю, скорее всего из-за иллюстрации в журнале «Моделист-Конструктор», на которой были изображены знаменитые ярко-красные парадные Як-15. Вернемся к фотографии, на которой, как никак лучше всех изображено устройство реактивного первенца. Раскапотированный умирающий Як-15 на траве. Вид у него даже какой-то инопланетный. Фотография сделана в 148 Центре боевого применения и подготовки личного состава авиации ПВО в Саваслейке, Горьковское (ныне Нижегородской) области. В августе 1946 личным составом полка началось освоение первого советского реактивного истребителя Як-15.
9. Фюзеляж Ли-2 в Рыбинском АСК
Чего только не встретишь на старых фотографиях. Фотография из архива Рыбинского АСК, на которой запечатлено награждение Елены Левановой. Обратите внимание на задний план. Хорошо виден фюзеляж самолета Ли-2, который использовался видимо, как склад, подсобное помещение или тренажер для парашютного звена. Последнее более вероятно.
10. Будущее которое не наступило
Об этом аппарате довольна много написано и многим известно. Что-либо писать про его историю, я не буду, т.к. это можно без проблем прочитать буквально везде, на любом околоавиационном или околокорабельном ресурсе. Я просто призываю посмотреть на такой ракурс этого аппарата. Завораживает. Жаль конечно такую машину...
© Юрий Дорошенко
Продолжение следует...