Во времена монголо-татарского ига много раз происходили восстания против власти захватчиков. В конечном итоге постоянные бунты, убийства баскаков, поднимающийся общий градус недовольства своим положением среди населения Руси дали понять монгольским ханам, что лучше не перегибать палку и предоставить сбор дани самим русским князьям. В дальнейшем и само количество дани будет уменьшаться, а русские великие князья откажутся ездить в Орду за получением ханского ярлыка на княжение. Но это будет долгая и упорная борьба. В этой же статье я расскажу о городе, который в этой борьбе был первым. И это мой родной город - Ярославль.
Ярославль, как и многие другие русские города, был разорен войсками хана Батыя во время монголо-татарского нашествия 1237-1238 годов. При раскопках в центре города, на территории так называемого "Рубленного города" были найдены следы пожарища с погибшими в нем людьми. Также были найдены массовые захоронения погибших горожан. Значительную часть из них составляли женщины и дети, которые были убиты захватчиками после взятия города. Все это свидетельствует о том, что город сопротивлялся, а не сдался врагу.
Шло время, город потихоньку восстанавливался. В 1257 году монголо-татарскими захватчиками была организована перепись населения для вычисления дани. Как сказано в Лаврентьевской летописи:
"Приехали численники, исчислили всю землю Суздальскую, и Рязанскую, и Муромскую, и поставили десятников и сотников и тысяцких"
Это послужило поводом для роста недовольства среди населения Руси. Во многих городах вспыхнули стихийные бунты, например в Новгороде, где Александру Невскому с трудом удалось провести перепись.
Ярославль же решил и вовсе не позволить монголо-татарам провести перепись. В отличие от Новгорода и Тверского восстания в 1327 году, ярославский князь Константин Всеволодович, сын первого Ярославского князя Всеволода Константиновича, павшего в битве на реке Сить, и его дружина были заодно с горожанами. Помня о том, какое разорение учинили захватчики во время нашествия и как позже унижали и грабили русских людей, ярославцы решили попытаться не допустить подхода монголо-татарского отряда к городу. По некоторым данным, перед этим всех монголо-татар либо убили, либо выгнали из города.
Ярославцы под предводительством князя Константин Всеволодовича 3 июля 1257 года вышли из города навстречу врагу, перешли реку Которосль и укрепились на возвышенности, как раз в районе дороги ведущей к Ярославлю с юга, со стороны Москвы.
Битва была кровопролитной, но захватчики одолели ярославцев. Погиб и князь Константин Всеволодович. Ярославль был разорен вторично. По нашему местному преданию, когда монголо-татары ушли, уцелевшие жены, дети и друзья погибших ярославцев пришли на место битвы. Звук мечей и военных труб сменился плачем от безутешной скорби по погибшим. Тела убитых были преданы земле, здесь же на месте их гибели, но память о защитниках Родины осталась в сердцах сограждан, и очень долго после того сходились люди из города на место сражения плакать и тужить об убитых. Эта продолжительная сильная туга или скорбь и дала роковой горе название Туговой. Кладбище на этой горе существует и сейчас.
Тело же князя Константина было с честью погребено рядом с братом, князем Василием, в городском соборе.
В 1691 году, взамен обветшавшего деревянного храма, на месте битвы возле кладбища была поставлена каменная Церковь Параскевы Пятницы на Туговой горе.
Храм сохранился до наших дней и действует и сейчас. Любой ярославец может приехать туда, поставить свечку и помолиться за упокой души своих славных предков, не покорившихся врагу.
Ежегодно здесь служатся панихиды по погибшим воинам. В память о сражении на Туговском кладбище воздвигнут крест.