Если маленький ребенок начинает врать – это повод родителям порадоваться! Потому что детское вранье – это очень важный признак развития разума у ребенка.
Тут можно вспомнить исследования российского психолога Николая Носова. Он очень удачно, на мой взгляд, описал этапы формирования человеческого эго, я писал об этом в статье "Как формируется человеческое эго, личность, самость".
Простой эксперимент с маленьким ребенком
В литературе по возрастной психологии можно встретить эксперименты, в которых маленькому ребенку предлагают примерно такую игру:
Это кукла Маша, она принесла конфету и положила ее вот в эту коробочку. Коробочку закрываем. Маша ушла. Пришла кукла Даша, она хочет конфету. Где Даша будет искать эту конфету? Маленький ребенок уверенно говорит: "В этой коробочке!"
Несмотря на то, что, по условию игры, Даша не видела, куда положили конфету. Дело в том, что маленький ребенок считает, что если он знает что-то, то и всем другим это известно. Он находится в иллюзии наличия некоего однородного общего поля сознания.
Это же эксперимент с ребенком постарше
Потом наступает период, когда ребенок понимает, что если он что-то в своей голове подумал, то другие об этом не знают! Для ребенка это очень значимое и существенное открытие, и он начинает тестировать это свойство, это новое для него качество.
У Носова это называется "удвоением сознания". Ребенок понимает, что есть его собственное сознание, его собственные мысли. И есть сознание и мысли других людей и они могут быть совершенно разные и никак друг с другом не связанные!
Если ребенку, уже вошедшему в период удвоения сознания, предложить ту же игру с конфетой в коробочке, то произойдет примерно следующее:
Это кукла Маша, она принесла конфету и положила ее вот в эту коробочку. Коробочку закрываем. Маша ушла. Пришла кукла Даша, она хочет конфету. Где Даша будет искать эту конфету?
Ребенок пожимает плечами и говорит: "Не знаю. Наверно под столом".
Ребенок в этом возрасте уже понимает, что кукла Даша действительно не знает, где лежит конфета! Поэтому искать ее Даша может в самых разных местах. Дальше возможен такой диалог:
– А мы скажем Даше, где лежит конфета?
– Нееет!
– Вот смотри, к тебе подходит Даша и спрашивает: "Где конфета?"
Малыш делает хитрые глаза и говорит: "А ее Маша с собой унесла!"
Обязан ли человек всегда говорить правду?
На эту тему у меня есть короткое видео: Всегда ли нужно говорить правду?
Ребенок понимает, что некоторые свои мысли и знания он может сделать известными для окружающих, а другие свои мысли и знания может не делать известными. И он имеет на это право, как и любой другой человек! Другое дело, что ребенок не всегда может сориентироваться в сложных конекстах нашего общества и, как следствие, нарваться на неприятности из-за своих фантазий или вранья. Так что надо ему помочь понять, когда сокрытие какой-либо информации уместно, а когда может навредить ему или другим людям.
Согласны? Напишите в комментариях!
Все темы и статьи — в Рубрикаторе канала (кликните чтобы открыть)