Найти тему
Изобретать? Легко!

Клиповое мышление, косноязычие, а что дальше?

Недавно мне пришлось вести беседу с людьми, которые упорно мне доказывали, что то, чем я занимаюсь- пропагандой проектной деятельности и наставничеством оной у школьников - не нужно.
О пользе метода проектов, я писал не раз, можете без труда найти и прочесть на моем канале.
Однако, к родителям. Часто родители аргументируют свой отказ тем, что эти знания никому не нужны, тем более что в современном мире как раз наоборот - чем меньше ты знаешь из базового образования, но владеешь способностью "Гуглить" - тем лучше! Ведь сегодня столько информации - достаточно открыть Гугл и
тебе все расскажут и покажут!
Вот только дело в том, что владение навыками ведения проектов, исключает один из минусов такого подхода к жизни.
Минус этот в том, что человек, который "гуглит" не умеет анализировать информацию. Совершенно. Посмотрите на ролики - один ярче другого, половина роликов - не более 5 минут, и полное отсутствие информативности в них. Даже в специализированных. Зато полно всяких "лайфхаков" и прочего.

Общество отвыкло от обучения, в котором ему предлагалось не только прочесть информацию, но и приложить усилия для того чтоб её запомнить.
Вспомните свои учебники по математике за 3-4-й класс.
Взять хотя бы вот это:

-2

и сравним с современным учебником:

-3

Внимательный читатель заметит, что в прошлом первоклассникам предлагалось самостоятельно понять некоторые задания.

В современном мире на это времени нет. Поэтому первоклашкам дают дополнительно поясняющие рисунки, чтоб ребенок долго не думая, сразу переходил к следующему заданию.

Такой подход к обучению, когда у человека отнимают осознанное, самостоятельное изучение чего-либо( математика, химия, алгебра, литература),
вместо "сам понял и решил" - "показали, решил на готовом примере" и формирует то самое, клиповое мышление. Любая информация подается кусочками, короткими клипами, картинками, человек просто не успевает её проанализировать, домыслить, его все время подгоняют дальше.
При этом, ежедневной проверки полученных знаний нет никакой, кроме контрольных работ. Вспомните, как нас "мучали" не просто составлять задачи, по пройденному материалу, но и объяснять её перед классом! Это делалось не для того чтоб над нами поиздеваться, и утомить, а потому, что обучение другого - лучший способ усвоить, закрепить полученный материал.
Принцип был простой: Понял сам -расскажи другому, поймешь ещё лучше!
Ребенок не успевает самостоятельно домыслить полученный материал, поскольку на это у учителей уже нет возможности. Программа работает слаженно - необходимо "пройти" учебник за отведенное время.
Замечу, что выражение "пройти учебник", стойко укрепилось уже в современной школе. В моем школьном детстве ( 80-е годы) мы "изучали".

В дальнейшем, такие дети уже не могут получать информацию ни в каком виде, кроме как визуального. Даже просмотр образовательных фильмов, где учитель поясняет тему какого-либо занятия, не дает им в полной мере необходимого, поскольку он привык к картинкам с пояснениями.

Уверен, вы наверняка замечали, что многие обучающие фильмы строятся по одному принципу:
Есть ведущий или ведущие,
Они говорят какую-то информацию, при этом эта информация выводится дубляжом на экране, в виде картинок с текстом.
Вот такой вариант подачи, дети воспринимают с удовольствием.
- Не нужно самому думать, о чем речь
- Все достаточно просто, легко воспринимается
- Нет необходимости проверять полученные знания на практике.

Вдобавок ко всему, детей приучают, что такая информация не подлежит проверке на достоверность.
Ведь так было в учебнике!
Поясню. В старых учебниках какая-то информация была намеренно искажена, и ученикам предлагалось найти ошибку, вдумчиво, последовательно, и пояснить - почему это именно ошибка.
В современных учебниках этот момент отсутствует.
Просто - нашел ошибку - молодец! Не нашел? Ну и черт с ней, идем дальше!

Итого, мы имеем следующую картину:
Люди получают информацию, размещенной в сети Интернет, в виде видеороликов, какого-то текста, или аудио записей.
На то, чтоб проверить её на достоверность, уже не тратится время, в силу отсутствия привычки.
Вся информация подается зачастую отрывками, поскольку на большее у человека уже не хватает возможности "осознанного восприятия".
Анализировать полученную информацию человек уже не станет, поскольку не умеет этого делать.
Вред, наносимый подобного рода "образователями" бывает непоправимым.
Достаточно вспомнить о том, сколько у нас ведется разговоров о теории заговоров, и сколько людей в это верит. Подумать о реалистичности такого сценария люди не желают, поскольку им важно "узнать" а не понять.

Ну и на закуску.
Такие персонажи, как Милохин, с его речью на ПМЭФ - это следствие такого подхода к обучению.
Мы видим много ведущих телепрограмм, которые не справляются со своей задачей во время прямых эфиров, постоянно получаем такие вот плакаты:

-4

То, что на плакатах к празднованию Дня Победы, часто встречаются фотографии немецких солдат или немецкой техники, не писал только ленивый.

Все это не потому что люди стали необразованными, необразованность лишь следствие, а не причина.
Это потому, что сформированное клиповое мышление не позволяет мыслить дальше "Горизонта вытянутой руки".
Поясню.
Как строится работа любого нормального человека.

Как-то, меня попросили выступить с лекцией, об истории проектной деятельности в России.
Мне пришлось найти и обработать много информации.
Искал любую информацию, и старался найти её подтверждение в разных источниках.
Например, попадается мне статья в Википедии, о Шацком.
Я её читаю, и тут же начал искать подтверждение о нём на сайте Большой Энциклопедии, в других источниках, в литературе, где угодно.
Искал его фотографии, подтверждение их достоверности - а может те, кто писал статью ошиблись? Правильное написание имени, места рождения.
Обязательно проверял в разных источниках факты из его биографии, поскольку многое может быть искажено.
И лишь после того, как у меня была собрана вся доступная информация, я её начал анализировать и вставлять в презентацию к лекции.

Это позволило мне избежать тех ошибок, которые были допущены дизайнерами, при оформлении разного рода плакатов и стендов.

Человек с клиповым мышлением, попросту "забывает" то, что необходимо проверять все что он делает.
Не потому что он "не образован", повторюсь, не от этого. Потому что он не умеет иначе.
Он привык делать все за один раз. Дали задание - сделал, и успокоился.

А теперь немного о будущем.
Одна из прогнозируемых профессий будущего - Сетевой врач.
Вот его описание из
Атласа 100 профессий будущего.

Высококлассный диагност, владеющий информационными и коммуникационными технологиями и способный ставить диагнозы в онлайн-режиме. Ориентирован на предварительную диагностику и профилактику болезней. Именно такие врачи могут быть включены в процесс массовой дистанционной диспансеризации или обслуживать центры обработки данных персональных диагностических устройств и порталов здоровья. Уже сейчас существуют медицинские онлайн-сервисы, а в ближайшем будущем носимые гаджеты позволят отправлять врачам разнообразную информацию о здоровье пациента. Так что дистанционные диагнозы станут гораздо более точными и вместо неубедительных онлайн-консультаций в режиме «вопрос-ответ» мы получим сервисы высокого уровня, требующие хороших специалистов.

А теперь давайте представим, что та база, которой этот врач будет пользоваться, будет составляться такими же людьми, что написали "Алексей Гагарин".
Уверен, немногие хотели бы получить консультацию у такого диагноста.

Или представьте себе водителя такси, который вас везет, но при этом постоянно гуглит уже не маршрут, а ПДД?

А ведь этот момент уже близок. С подходом - посмотрел картинку, но не понял осознанно, о чем она, да плюсом к этому добавим что сегодня важно не выучить человека, а получить с него деньги, какая картина мира рисуется?

Я не говорю уже о сотнях других профессий, которые мы не замечаем, но от которых наша жизнь напрямую зависит.
Электрики, монтажники, сварщики, сантехники, строители, рабочие обслуживающие газовое оборудование, и многое другое.

Представьте себе мир, в котором люди, постоянно что-то гуглят, при необходимо совершать действия?

Поэтому мне непонятно сопротивление нашего общества, когда дело касается базового образования, дополнительного образования.
А вам?

Спасибо за внимание, как обычно - жду комментарии, буду рад ответить!