.
.
.
Иногда мы встречаем натур ангеличных , не похожих на земных людей. При этом, ангеличность в человеке проявляется даже внешне, как у Александра Блока, у Веры Холодной, у Новалиса или у Гельдерлина . Как правило ангеличные натуры рано умирают, но бывает, что и живут до старости, пример тому композитор Олег Каравайчук, который в старости больше напоминал ангела, чем человека. Нужно всегда понимать, что ангеличный человек не то же самое что и святой, хотя и ангеличный человек небесен. А в чем именно состоит разница между человеком святым и натурой ангеличной, этому вопросу и будет посвящен мой маленький очерк. А начну я с того, что святость это не ангеличное, а человеческое, в той мере, в каком начало человека или конкретной личности просветляется в Духе Святом, и постепенно приходит к Богу. А ангеличное начало в человеке, нечто промежуточное, отроческое, и неотмирное, хотя и не обязательно ведущее к святости. Ангеличное начало, это нечто возникающие до человека, тонко стихийное, звёздное, но не солнечное, как в святости. А святое, это начало возникающие не до человека, а как высшая ступень самого человека, в которой обнаруживается и проявляется личность Бога, выражающая себя в земной личности человека, которого мы видим святым, или таковым признаем. В ангеле же выражает себя неотмирная, звёздная стихия от Бога, но не сам Бог. Ангеличное начало есть начало медимиустичное.,в том отношении, в каком Ангел - носитель Лика Стихии, или лика Бога, если он по духовному уровню,, или ступени религиозности выше других ангеличных натур. А святой несёт само начало Бога. Ангел есть пассивный проводник Благодати, это максимум его проявления в мире. Святой же, её активный проводник, если уместно позволить такой оборот в форме сравнения. В Ангеле есть нечто прекрасное, что и в отроке, но не как преходящее состояние, а как духовная ступень, воплощенная , или тонко материализованная в человеке. Как правило, ангеличные натуры прекрасны, как прекрасен был образом поэт Перси Шелли, Блок, или актриса Вера Холодная.Связано это с тем, что у натур ангеличных как бы прозрачна плоть, сквозь которую просвечивает Душа.,или та звёздная стихия которая через рождение человека, в ком она действует становится лицом. Пожалуй, это и есть главный признак ангела, то есть натуры ангеличной.
Несколько иначе выглядит человек святой. У человека святого телесность скорее преобразуется по его святым же деяниям, образу жизни, и молитвам, а не столько даже по природе. В этом смысле, как и во многих других, святость выше, если сравнивать, натуру ангеличную и святую, ибо святость ближе к Богу. Но и ангел близок к Богу, в той мере, в каком Богу ближе Его небесная стихия, действующая в редком, или избранном стихией человеке, чем материальное, и тем более плотское. Но все таки, именно святой ближе к Богу, как именно человек пришедший к Нему, а не столько не отдалившийся от Бога с рождения, как Ангел. Ангелы лишь вестники чего то,, при этом, ведомого зачастую не им, а Богу.
Следует так же признать, что среди канонических святых, были и дутые случаи, или случаи символического признания за те или иные заслуги. Безусловно, как личность святым был Серафим Саровский, но вряд ли как личность был свят Александр Невский, что не отменяет положительной величины его миссии и масштаба его личности для России.
Но невозможна дутая ,или символичная ангеличность, кроме случаев когда мы образно ласково ангелами зовём детей, или любимых, ибо она слишком очевидна. Как впрочем невозможна и дутая святость. Глупо отрицать в образе и стихах Блока ангеличность, или святость в Ксении Блаженой. Хотя, даже последнее не значит, что среди ангеличных натур не встречается, или не встречалось никогда натур демоничных.
Но даже сама эта граница, меж ангеличным и демоничным, в натуре ангеличной тонка, неуловима, или текуче подвижна, (пример тому, упомянутый ранее Блок, или Лермонтов, ) или больше выявлена, и важна для внешнего мира, и для людей, чем для Бога в виду стихийности ангеличного в человеке. Ибо и начало ангеличное по ту сторону мира, и если не человека, то человеческих стандартов, в том числе и религиозных.
Вообще тема воплощения ангела (дэва) , в человека характерна для буддизма, для традиции дальнего востока. Но этой традиции нет в христианстве., что может быть, и к лучшему, в виду мистической неоднозначности этой темы., что не говорит о том, что этой загадки не существует. Это так же, как вопрос инопланетян. Безусловно жизнь на других планетах существует. Но христианину не обязательно зацикливаться на данном вопросе, что бы спастись, хотя, размышлять об этом может быть и стоит.
На тему же воплощения ангела в человека, у японского писателя Мисимы был хороший роман на эту тему, по моему, самый поздний его роман, а может быть даже и самый последний, и замечательно написанный.
Хотя, и более интересный чисто художественно, чем религиозно.
НЕБОЛЬШОЙ ОЧЕРК О РАЗНИЦЕ МЕЖ ЧЕЛОВЕКОМ АНГЕЛИЧНЫМ И ЧЕЛОВЕКОМ СВЯТЫМ
18 июля 202118 июл 2021
36
4 мин