Найти в Дзене
Журнал «Баку»

Заповедник «Гала» – машина времени

Уникальный этнографический заповедник «Гала», единственный в Азербайджане, – редкая возможность ощутить ход истории почти шаг за шагом, от бронзового века до наших дней. Проходя по территории заповедника, занимающей 156 гектаров, двигаясь от одного архитектурного или археологического памятника к другому – от свидетельств проживания в этих местах человека еще в эпоху бронзы (III–II тыс. до н. э.) до примет новейшего времени, как будто видишь сконцентрированную историю человечества. Всего здесь 216 культурных объектов, каждый из которых имеет огромную историческую ценность. Полностью обойти заповедник, который был создан в 1988 году для защиты и охраны памятников восточного Абшерона, за один приезд вряд ли удастся. Да это и не нужно. Его центром – прежде всего духовным – является поселок Гала. Это древнейшее поселение, которому посчастливилось сохранить атмосферу, уклад и во многом внешний вид, сложившийся столетия назад. Менять что-либо, а тем более разрушать старинные дома – для галинц

Уникальный этнографический заповедник «Гала», единственный в Азербайджане, – редкая возможность ощутить ход истории почти шаг за шагом, от бронзового века до наших дней.

Этнографический заповедник «Гала»
Этнографический заповедник «Гала»

Проходя по территории заповедника, занимающей 156 гектаров, двигаясь от одного архитектурного или археологического памятника к другому – от свидетельств проживания в этих местах человека еще в эпоху бронзы (III–II тыс. до н. э.) до примет новейшего времени, как будто видишь сконцентрированную историю человечества. Всего здесь 216 культурных объектов, каждый из которых имеет огромную историческую ценность.

Полностью обойти заповедник, который был создан в 1988 году для защиты и охраны памятников восточного Абшерона, за один приезд вряд ли удастся. Да это и не нужно. Его центром – прежде всего духовным – является поселок Гала. Это древнейшее поселение, которому посчастливилось сохранить атмосферу, уклад и во многом внешний вид, сложившийся столетия назад. Менять что-либо, а тем более разрушать старинные дома – для галинцев святотатство.

Ступая по земле Галы, теряешься во времени. Почти средневековый облик поселка представляется декорацией, иллюзией, ожившей сценой какого-нибудь из снимавшихся здесь многочисленных кинофильмов. Разные эпохи как будто наложились одна на другую.

Вот, например, жилище XIV века. Можно зайти внутрь и осмотреться. В немнесколько комнат, в каждой из которых представлены домашняя утварь, гончарные изделия, ковровые станки, молотилки, есть и кузница с горном. Шкафчиками и полками для хозяев такого дома служили ниши в стенах. Вот эти – для посуды, эти – для сундуков и перин, а выше всех, чуть ли не под самым потолком, расположены мини-ниши для Корана (чтоб детишки не дотянулись). Конечно, было бы хорошо, если бы у «шкафчиков» имелись дверцы, но галинцы себе такого и представить не могли: дерево в этих местах – предмет острого дефицита. Ведь даже ткацкие станки на Абшероне делали из мачтовых брусьев, которые волны Каспия выбрасывали на берег. Вот почему все содержимое полок выставлено напоказ или скрыто от любопытного взора с помощью ткани.

Но одна из ниш, расположенная в углу хозяйственной части жилища, с очень узким входом и небольшим расширением внутри, обязательно занавешивалась. Это «су ахан йер», прообраз современной душевой кабины, где абшеронцы совершали омовения перед намазом пять раз в день. Для побывавших в Гале итальянских ученых этот уникальный архитектурный элемент, типичный для азербайджанских домов, стал открытием. Банями никого не удивишь, тем более итальянцев с их знаменитыми на весь мир римскими термами, а вот специально предусмотренная для ежедневного омовения душевая комната для XIV века – особенность местного быта.

Постройки нового времени называют коробками. Форму коробки, или параллелепипеда, обрели и построенные относительно недавно (в течение каких-нибудь 100 лет – небольшой срок для поселения с пятитысячелетней историей) дома в Гале. Но это лишь снаружи – внутри все они имеют арочные своды. Особенностью старинных абшеронских домов является купольное построение. Но это еще не все секреты. Их стены сложены по принципу дьюаровского сосуда, то есть термоса: между двумя слоями каменной кладки – слой из строительных отходов (битого камня), удерживающий воздух. И, внимательно приглядевшись к совсем уж древним строениям, можно определить, где находятся север и юг. Никакого компаса не требуется: северная часть построек отличается более тщательной кладкой и более основательным и качественным материалом (иногда это огромные каменные глыбы, поставленные вертикально), что объясняется сильными местными ветрами.

В Гале пять мечетей, три – действующие. Одна из них, датируемая по картушу-китабя в стене XVII веком, была построена на месте крепости XIII столетия – на невысокой скале. Акустика в небольшом зале отличная, ее обеспечивают замурованные в стены слуховые кувшины. Впрочем, этот прием был известен зодчим всего мира и потому не вызывает удивления. Но почему эта мечеть сильно напоминает византийские часовни – у нее такой же крестообразный зал? Для чего, если не для свечей, предназначено небольшое углубление в стене на уровне руки, которое оснащено дымоходом? И наконец, каков истинный смысл так называемых комнат дервишей, в которые ведут винтовые лестницы в стенах мечети? Настолько тесные, что в них едва ли сможет вытянуться лежащий человек, и настолько низкие, что никому не встать в полный рост, помещения, возможно, служили укрытием для людей, решивших удалиться от мирской суеты. Но кто были эти люди? Дервиши-суфтии никогда не жили в мечетях.

На фоне этих загадок древности особенно страшными выглядят «памятники» новейшей истории. Из поселка открывается вид на Шоргель (Соленое озеро), и напоминанием о добыче нефти в этих местах высится на его берегу огромный бак для воды, устроенный еще до Октябрьской революции. Он знаменует начало эпохи «черного золота». Когда-то и воды, и грязи этого озера были лечебными… А стены мавзолея местного кладбища, в котором жители прятали от НКВД книги, напечатанные арабским шрифтом, отмечены следами пуль. Вероятно, здесь расстреливали тех, кто не успел укрыть «крамольные» сочинения.

Сегодня необходимость сохранения исторических памятников не подвергается сомнению. Поэтому 10 октября 2008 года Президент Азербайджанской Республики Ильхам Алиев подписал указ об открытии в Гале археолого-этнографического музейного комплекса. Проект осуществил Фонд Гейдара Алиева. Здесь созданы современный музей и Центр возрождения гончарного и кузнечного ремесел, ковроткачества.

Директор заповедника Фикрет Абдуллаев обещает, что в этом музейном комплексе никогда не будет занудных экскурсий, табличек с надписями «Не трогать руками!», «Осторожнее!», «Не садиться!» и т. п. Напротив, руками трогать и даже творить: можно испечь хлеб в тандыре, как это делали столетие назад, или слепить свой горшок, пусть неумело и пусть он выглядит немного нелепо.

Древний колодец, которым пользовались несколько веков назад, унесет эхо вашего голоса в недра земли… Склоняясь над ним, вы не сможете не заметить окаймляющий его каменный бортик, в котором заботливо выдолблены углубления, своеобразные круги для кувшинов. Создатель колодца предусмотрел отверстия самых разных диаметров – для сосудов разной формы, удобных любой хозяйке, – и каждое из них оснастил небольшой дырой-водостоком. Горожанам, привыкшим к воде, текущей из крана, ни за что не догадаться, в чем смысл такого устройства. Но вода на Востоке – главное богатство. Богат же тот, кто не разбрасывается сокровищами. По водостокам пролитые капли возвращались обратно в колодец.

Уникальность этих земель подсказывает сотрудникам музея новые, нестандартные, даже экзотические подходы к организации туристических маршрутов. Дело в том, что до сих пор тут можно отыскать доказательства существования древних поселений. Так, совсем недавно археолог Идрис Алиев, возглавляющий абшеронскую экспедицию, обнаружил важные артефакты – кремниевый скребок и два куска керамики эпохи бронзы. Находки свидетельствуют о том, что населенный пункт существовал в этой местности минимум с третьего тысячелетия до н. э. Впрочем, такие ценности могут разглядеть лишь специалисты, непосвященный же скорее примет их за обыкновенный хлам. Но недаром местные старожилы шутят, что Гала придется по душе кладоискателям: не только керамика – буквально под ногами «валяются» серебряные монеты. Совсем скоро каждому желающему найти клад в Гале будет предоставлена такая возможность. Одним из самых занимательных марафонов станет игра «Золото Галы», согласно правилам которой, разгадав цепочку загадок и пройдя мини-маршрут по поселку, участники достигнут поля, на котором предварительно зарыты «монеты» (прототипы настоящих галинских находок).

«Зерна – каменья, венец – корона, прячется в тени листвы. Покрасить шерсть овцы, сплетенную в нить, возможно, если высушить то, что снаружи, и выпить то, что выжато изнутри. А рядом есть ворота…» Что же это? Что служило краской? Что сверкает, излучая на солнце свет, похожий на блеск драгоценных камней? Гранат! У гранатового деревца, что растет невдалеке от ворот, вас ждет следующая загадка…

Благо материала хоть отбавляй. Каменные стоки для воды выполнены в виде голов баранов и украшены солярными знаками. Почти над каждым входом во двор в камне выбито изображение древа жизни. Наскальные рисунки, представленные в музее, весьма разнообразны по темам и сюжетам: тут сцены охоты, жертвоприношений, тантрические сюжеты, астрономические символы… Где-то главное место отводится женскому божеству, на других – близкие к традициям восточной культуры изображения быков, овец, собак и даже львов…

Галинская крепость
Галинская крепость

Крепость

Крепость построили в XII–XIV веках. Похожие крепости есть и в других поселках Абшерона. Возможно, они были нужны для защиты от морских разбойников – говорят, сюда заплывал даже Степан Разин: неподалеку от Галы есть названная его именем гора. Галинские старики рассказывали, что в убежищах под крепостью можно было спрятать до тысячи человек и даже скот и что от крепости в сторону Баку и в сторону моря шли подземные переходы, их засыпали совсем недавно, в 1920–1930-е годы. Галинская крепость по назначению использовалась вплоть до XIX века. А затем большую часть ее территории заняла мечеть. На ее строительство пошли камни, оставшиеся от крепости.

Средневековая улица в квартале Чемберекенд
Средневековая улица в квартале Чемберекенд

Дороги

Все дороги в Гале шли с востока на запад – прямиком к Соленому озеру. Дороги были глиняными, но сверху их покрывали песком, который со временем спрессовывался естественным образом и отвердевал. Дурум (так назывался песок) впитывал воду, поэтому в Гале не было ни грязи, ни луж. Улицу перед своим домом галинцы подметали, так что селение было чистым. После революции дурум с улиц сняли, дороги перекрыли, работавшая веками система отвода воды была нарушена.

Дол, изготовленный из шкуры быка и металлического каркаса, посуда, чтобы доставать воду из колодца, заменитель ведра
Дол, изготовленный из шкуры быка и металлического каркаса, посуда, чтобы доставать воду из колодца, заменитель ведра

Вода

Естественных источников питьевой воды в Гале не было. Часть воды давали артезианские колодцы – система колодцев 3–5 метров глубиной была устроена на берегу Соленого озера. Часть воды поступала по подземному водопроводу (кяхризу) из Хашихуна – местности, где располагались инжировые сады и виноградники галинцев. Подземный водопровод был сделан из конусообразных труб, которые вдевались друг в друга, – сохранившийся кяхриз относится к XIX веку, но ученые считают, что он повторяет более ранний. Кяхриз начинался системой из 17 колодцев в Хашихуне, тянулся шесть километров до Галы, проходил через село и шел к озеру. Через каждые 50 метров к нему были подведены колодцы, из которых жители забирали пресную воду. Остальную воду брали из овданов – подземных водохранилищ. Овдан представлял собой сооружение, вырубленное в скале, в нем собиралась дождевая вода. Овданов раньше было шесть, полностью сохранился только один. Его отреставрировали в 1960-е годы. Сохранившийся овдан был украшен следующей надписью: «Галинец Мулла Мухаммед это сооружение восстановил в 1805 году».

Керамическое изделие
Керамическое изделие

Керамика

Гончарством в Гале занимались с древнейших времен – самая старая найденная здесь керамика относится к эпохе бронзы. Недостатка материала в Гале не было: здесь можно найти и белую, и голубую, и желтую, и красную глины. Белую и синюю глины использовали в качестве моющего средства, они же обладали и лечебными свойствами. А желтая и красная глины шли для производства керамики. Чернолощеная керамика получалась, когда глину смешивали с сажей.

Бусы эпохи бронзы, III-II тыс. до н. э.
Бусы эпохи бронзы, III-II тыс. до н. э.

Бусы

В галинском заповеднике их немного. Самые красивые – эпохи бронзы. В качестве бусин использовались стекло, ракушки, сердолик…

Фрагмент из Корана
Фрагмент из Корана

Книги

В советское время было опасно держать в домах книги с арабской вязью – это могло вызвать преследования со стороны властей. Но святые книги уничтожать никто не решался, вместо этого их складывали в склепы. Во время работ, предшествующих основанию музея, книги достали из мавзолеев. К сожалению, ни одна из них не сохранилась целиком.

Серебряные монеты азербайджанских ханств, XIX век
Серебряные монеты азербайджанских ханств, XIX век

Монеты

В развалинах одного из жилых домов Галы реставраторы нашли спрятанный между камней мешочек с монетами. Монеты были выпущены в разных азербайджанских ханствах, но когда закладывался клад, уже не имели хождения: в них просверлены дырочки – видимо, их использовали в качестве украшений.

Саманлыг - купольные сооружения
Саманлыг - купольные сооружения

Купольные сооружения

Сейчас их называют саманлыг и используют как хранилища сена, зерна… Но еще 200–300 лет назад так выглядели жилые постройки. Их строили по принципу шалаша, только не из веток, а из известняка. При строительстве практически не использовался соединительный раствор. Камень держал камень, а в основе купола устанавливались огромные перекрытия – зеверден. Они были такими большими, что даже не помещались в арбу. Чтобы привезти их из карьера, приходилось подвешивать блок под телегой – никто не мог его поднять. После того как устанавливали зеверден, считалось, что дом построен. В честь этого события устраивали праздник (байрам). Клали под камень деньги, ставили хончу, резали барашка…

Фрагменты жилых домов, XVII-XVIII век
Фрагменты жилых домов, XVII-XVIII век

Дом и двор

Типичный галинский дворик объединял три семьи, как правило, двоюродных братьев. Ворота были общими. Во дворике были деревья, колодец, амбары для хранения зерна, колодец для хранения соли. Канализационная система у соседей была общая. На воротах вешали дверные молоточки – тыкылтан. Один для мужчин, другой для женщин – по стуку хозяева определяли, кто – мужчина или женщина – должен выйти к гостю. Над воротами в XVIII–XIX веках выбивали символический знак – древо жизни или сосуд для благовоний, а в начале XX века, когда народ в Гале стал побогаче, здесь же появились каменные таблички с информацией о том, кто и когда построил дом. Дома считались большой ценностью. При переселении в деревню Шевеляны многие галинцы разбирали, а затем из этих же камней строили новое жилье.

Тюрбе мемориальное сооружение, XVII век
Тюрбе мемориальное сооружение, XVII век

Кладбище

В XIV–XV веках в связи с изменением караванных путей село стало перемещаться с севера-востока на юго-запад, и на месте древнего поселения устроили кладбище. Когда хоронили мертвых, могилу окружали камнями в форме круга или эллипса. А над головой ставили памятник. Склепы могли себе позволить только богатые люди. В склепах тело оставляли на время, пока не очищались кости, потом кости собирали в сундучок, и сундучки эти отправляли в Мекку или в святые центры шиитов – Кербалу (в Ираке) или Мешхед (в Иране). Достоин ли покойный отправления в святые места, решала община. Старики рассказывали, что до 1920 года караваны паломников уходили из Галы два раза в год.

Фото: Дмитрий Лившиц

Журнал "Баку"