Этим рассказом,хотелось бы открыть серию статей о железнодорожных станциях Западно-Уральской железной дороги. Начну ее с рассказа о поселке Сказ, в котором расположена самая северная железнодорожная станция на ж.д линии Бакал-Лысьва,(историческое название Западно-Уральская железная дорога) входящая в состав Южно-Уральской железной дороги ( на данный момент станция законсервирована)
Поселок Сказ расположен на северо-западе Нязепетровского района Челябинской области и известен не только на Урале, но и за его пределами знаменитыми Шемахинскими (Сказовскими) пещерами. Основан поселок был в момент строительства железной дороги (1912-1916г.г). Наиболее бурное развитие получил в советское время, в момент существования там леспромхоза.
Историй и легенд, связанных с этим местом, не мало, одна из них о падении двух самолетов в годы Великой отечественной войны. Самолеты перегоняли со стороны Японии на западный фронт. Скорее всего это был "Ленд-Лиз" наших союзников в борьбе с Германией. По рассказам местных жителей экипаж одного из самолетов погиб,а вот летчики второго самолета сумели доползти до поселка и уже оттуда железнодорожным транспортом были отправлены на лечение в госпиталь. Более подробно об этом хотелось бы написать в отдельной статье.
Еще одна из легенд, связанных со Сказом, об отшельнике Филарете жившим у подножия Барановой горы в 1800-1900 годах. Остатки жилища и печки,нашли в советское время лесозаготовители. За давностью лет трудно сказать, что заставила его стать отшельником, но поговаривают, что его способности, как лекаря, были известны далеко за пределами поселка. Местные жители эту гору сейчас так и называют-Филарет
Конечно,самым "раскрученным" брендом поселка являются пещеры и наиболее популярная из них "Ледяной сказ"
Начнете путешествие Вы по этим "сказочным" местам с самого поселка Сказ, для удобного ориентирования на местности на бывшем поселковом клубе вывешена карта с местами посещения.
В заголовке статьи я не зря написал про море. 270 миллионов лет назад здесь было Пермское море. Оно простиралось на Русской равнине от Уральских гор до Кавказа. Уральский хребет постепенно поднимался, море мелело. В итоге на древних коралловых рифах раскинулись горы и выросли леса. Факт, что на Урале море действительно было, доказали лишь в 1841 году. На сводах пещеры и сейчас можно рассмотреть окаменелые отпечатки моллюсков.
Посетить пещеру Шемахинская-1 можно только в зимнее время,когда замерзнет подземная река. На просторах интернета есть много фото и видеоматериала от туристов посетивших эти места. По последним исследованиям ученых, Шемахинские пещеры являются наиболее протяженными по своей длине в Челябинской области. Красота этих мест просто завораживает,совсем недалеко на север,конечно есть более известные " Оленьи Ручьи", но для любителей уединения и общения с нетронутой природой эти места,по моему мнению, более привлекательны!
Еще одним уникальным местом для посещения является Шемахинское карстовое поле. Плато расположено в подзоне хвойно-широколиственных и южно-таёжных хвойных лесов западного склона Урала (Верхнеуфимский район широколиственно-темнохвойных и южно-таежных хвойных лесов).
А вот посетить карстовое поле лучше летом,именно тогда оно предстанет перед своими "зрителями" во всей своей красе...
Сам поселок Сказ, основанный как железнодорожная станция,как и многие другие такие-же, сейчас переживает не самые лучшие времена. После реформ 90-х годов стали быстро сокращаться участки леспромхозов, не обошла стороной эта участь и Сказ. Закрытие леспромхоза,дававшего главную массу работы железнодорожной станции и железной дороги в целом. а так-же полное отсутствие транзитных грузовых поездов, привело к тому что железнодорожную станцию Сказ законсервировали.
Зимой 2012-2013 года на участке от ж.д. станции Сказ (законсервирована) до ж.д станции Арасланово (законсервирована) был произведен капитальный ремонт железнодорожного пути.
И если до 2012 года еще сохранялось пассажирское пригородное движение раз в сутки, то после его отмены (5 сентября 2012 года), добраться до поселка теперь можно только либо на личном автомобиле, либо пару раз в неделю из районного центра Нязепетровск на автобусе.
Все бы ничего, но Нязепетровский район не избалован дорогами с асфальтовым покрытием, находясь на стыке двух субъектов Российской федерации (Башкирии и Свердловской области).практически все дороги тут грунтовые. Становится обидно, когда только проезжаешь границу области, дальше везде асфальт, логичного объяснения почему так произошло лично у меня нет. Причем самые короткие маршруты из Екатеринбурга и Тюмени, дальше на запад, до выхода на федеральную трассу М5 лежат именно здесь. Но почитав форумы автотуристов и рискнувших здесь проехать,поверив навигатору,понимаешь.что в следующий раз они проедут стороной.
Но не смотря на все это, именно у этого поселка, на мой взгляд, есть неплохие перспективы на возрождение. Семейный и активный пеший туризм может стать той фишкой, которая может дать мощный толчок для привлечения инвестиций в инфраструктуру поселка. А восстановление пассажирского сообщения по железной дороге сделает его доступным для круглогодичного посещения, без головных болей как добраться и не убить подвеску своей машины.
Думаю, многие, кто прочитал статью, возразят мне, мол мало кто променяет свой личный автомобиль, для того чтобы добраться до поселка, на общественный транспорт. Но РЖД не стоит на месте, вместо обычных вагонов с "самолетными" сиденьями,в обиход давно вошли комфортабельные рельсовые автобусы, последний из которых РА-3 "Оралан" выглядит очень презентабельно.
И если появится беспересадочный маршрут от Екатеринбурга и дальше на юг по Западно-Уральской, то для семейного отдыха по формуле "тур выходного дня",этот красавец очень даже подойдет. Ведь семейный отдых,это прежде всего отдых для всех членов семьи,а при использовании личного автомобиля, в любом случае, кто-то становится водителем. Еще один немаловажный факт, это то что время за которое вы доберетесь на личном авто до Сказа сопоставимо со временем поездке на железнодорожном транспорте,а в некоторых случаях поезд по времени выиграет у авто.
Если статья Вам понравилась подписываейтесь на канал и ставьте большой палец вверх. Спасибо всем тем, кто дочитал этот текст до конца!!!