Когда мы рассматриваем средневековые изображения, кажется, что краски слишком пёстрые, не сочетающиеся, контрастные. Современные зрители забывают о том, что средневековый критик видел манускрипты и гобелены по-другому.
Какие цвета видело Средневековье
Дело не в том, что до нас цвета дошли сильно изменённые временем. И яркий электрический свет тоже не при чём. Десять веков назад не было цветового круга Иттена, импрессионистов с их изучением дополняющих цветов и даже до опытов Ньютона по преломлению света оставалось ещё пять веков.
Средневековые художники пользовались системой цветов Аристотеля, в которой было всего четыре цвета: белый, красный, зелёный, чёрный. В XIII веке гамму дополнили до семи: белый, желтый, красный, зелёный, синий, фиолетовый, чёрный.
Цветовой ряд стал больше похож на современный, но красный и зелёный ещё соседствуют. Средневековый глаз воспринимает эти цвета как два оттенка одно и того же.
От любви до любви — один шаг
Средневековое сознание — символично, то есть даже цвет обозначает конкретную идею. Сочетание двух цветов — это хаос, противоположность божественного порядка. В двухцветные костюмы одеваются презренные люди.
Красно-зелёным платьем знатная дама похвалится перед подругой. Это сочетание носит персонификация любви миннезингеров Госпожа Минна.
В средневерхненемецком, немецком языке раннего Средневековья Minne — синоним Liebe, любви.
Её зеленое платье обозначает зарождающуюся любовь, полную надежд и радости. Красный — состоявшаяся любовь между парой. От одного до другого — один шаг.
Когда красный и зелёный стали отдаляться
Популярность красно-зелёного сочетания снизилась, когда королём Франции стал Людовик I Святой.
Набожный правитель переодел двор в сдержанный синий, от которого не болят средневековые глаза, как от чёрного.
Синий, который до этого считали родственным серому, чёрному и коричневому, стал символом супружеской верности.
Начиная с конца XIII века мода на сине-красные сочетания отодвинет зелёный с художественной сцены.