Найти тему
Гриммо 12

Когда красный и зеленый цвета стали разными

Когда мы рассматриваем средневековые изображения, кажется, что краски слишком пёстрые, не сочетающиеся, контрастные. Современные зрители забывают о том, что средневековый критик видел манускрипты и гобелены по-другому.

Какие цвета видело Средневековье

Дело не в том, что до нас цвета дошли сильно изменённые временем. И яркий электрический свет тоже не при чём. Десять веков назад не было цветового круга Иттена, импрессионистов с их изучением дополняющих цветов и даже до опытов Ньютона по преломлению света оставалось ещё пять веков.

Средневековые художники пользовались системой цветов Аристотеля, в которой было всего четыре цвета: белый, красный, зелёный, чёрный. В XIII веке гамму дополнили до семи: белый, желтый, красный, зелёный, синий, фиолетовый, чёрный.

Цветовой ряд стал больше похож на современный, но красный и зелёный ещё соседствуют. Средневековый глаз воспринимает эти цвета как два оттенка одно и того же.

От любви до любви — один шаг

Фрагмент манускрипта XIII века. Британская библиотека, Лондон
Фрагмент манускрипта XIII века. Британская библиотека, Лондон

Средневековое сознание — символично, то есть даже цвет обозначает конкретную идею. Сочетание двух цветов — это хаос, противоположность божественного порядка. В двухцветные костюмы одеваются презренные люди.

Красно-зелёным платьем знатная дама похвалится перед подругой. Это сочетание носит персонификация любви миннезингеров Госпожа Минна.

В средневерхненемецком, немецком языке раннего Средневековья Minne — синоним Liebe, любви. 

Её зеленое платье обозначает зарождающуюся любовь, полную надежд и радости. Красный — состоявшаяся любовь между парой. От одного до другого — один шаг.

Манесский песенник, XIV век. Библиотека Гейдельбергского университета, Цюрих
Манесский песенник, XIV век. Библиотека Гейдельбергского университета, Цюрих

Когда красный и зелёный стали отдаляться

Коллаж Гриммо, 12. На заднем плане гобелен "Обоняние" из серии "Дама с единорогом", XV век. Оригинал – в музее средневековья, Париж.
Коллаж Гриммо, 12. На заднем плане гобелен "Обоняние" из серии "Дама с единорогом", XV век. Оригинал – в музее средневековья, Париж.

Популярность красно-зелёного сочетания снизилась, когда королём Франции стал Людовик I Святой.

Набожный правитель переодел двор в сдержанный синий, от которого не болят средневековые глаза, как от чёрного.

Синий, который до этого считали родственным серому, чёрному и коричневому, стал символом супружеской верности.

Начиная с конца XIII века мода на сине-красные сочетания отодвинет зелёный с художественной сцены.