Найти тему
ПАТРИОТ

Заблуждения о танке Пантера. Что нам не рассказывают?

«Пантера» – самый опасный танк сороковых годов. Много у неё достоинств, немало и недостатков. И есть нюансы, о которых вообще мало кто знает.

Соотношение цены и качества

Важнейший фактор оценки целесообразности изготовления боевой техники – соотношение цены производства и реальной эффективности в бою. По эффективности «Пантера» не отставала от «Тигра», а стоила почти в 2 раза меньше – 117 тыс. рейхсмарок против 250 тыс.

Но это сравнение справедливо лишь в масштабах Германии. А если посмотреть шире, то наш Т-34 обходился СССР в сумму 140-150 тыс. рублей в зависимости от предприятия. Если по курсу перевести в рейхсмарки, выйдет меньше 71 тысячи.

Малая надёжность

Набивший всем оскомину аргумент. Историки любят указывать, что из 200 машин первой партии 130 было отозвано по техническим причинам. Однако при этом забывают упомянуть, что отозванные машины были модернизированы.

Нареканий заслуживают герметизирующие перегородки, ставшие причиной пожаров. Но так было только у танков первой партии. Позже герметизацию улучшили, что позволило спасти немало танкистов от поражения огнём.

Указывали на медленный поворот башни, но и над этим немцы немало поработали, снабдив башню раздаточной коробкой, что позволило с 3 градусов в секунду ускорить поворот до 24.

Конструктора постоянно улучшали «Пантеру»

Это миф. По ходу войны «Пантера» обрастала базовыми улучшениями, но в мелочах становилась только хуже. Например, зачем-то убрали раздаточную коробку, из-за чего скорость вращения башни критически снизилась.

Почему-то позднее кожаные сидения в «салоне» заменили на сетчатые матрасы, обитые дешёвенькой материей.

Осенью 44-го сильно снизилось качество стали, из которой производились танки. Причина – недостаток молибдена. В результате после попадания советского снаряда кусок немецкой брони выбивало, как пробку из бутылки.

Интересная деталь: пожаров внутри «Пантер» к концу войны становилось всё больше, поэтому разработчики заменили люки на червячном приводе – на обычные откидные. До последнего держался командирский люк, но и его, в конце концов, сделали откидным, чтобы танкисты имели несколько секунд форы для эвакуации.

Знаете ещё какие-нибудь малоизвестные детали о «Пантере»? Поделитесь информацией в комментариях!