Найти тему
Аннет 007

Маленькая ложь вокруг большой Советской правды. Как в СССР скрывали состав продуктов

В Интернете сейчас много говорят об СССР. Поколение помоложе пишет разгромные статьи о том, что продукты и тогда были некачественными, и в них тоже клали пальмовое масло. Причем не только в сливочное масло и маргарин, но и в молочные смеси, предназначенные для малышей. Говорят, что народ тогда об этом не знал, поскольку состав продуктов на упаковках вообще не указывался.

Как мне кажется, в этом деле не обошлось без Ее Величества Рекламы, которая настоятельно отправляет нас в СССР.

«Back in the USSR»!

Так уж повелось, что производители и продавцы, стараясь убедить нас, что их продукт качественный и заслуживает доверия, вынуждены ее с чем-нибудь сравнивать. А с чем? Реклама потихоньку ушла от сравнения с «обычным порошком» и от слоганов про «№ 1 в мире». Потенциальный покупатель поумнел и понял, что утверждение «лучше обычного» - просто слова, а какой у товара номер, 1 или 101, вообще никак не проверишь.

Словом, рекламщикам пришлось искать новые эталоны для сравнения. Именно поэтому, как мне кажется, вспомнили Битлз и их предложение «вернуться в СССР». Советские продукты взяли в качестве эталона качества и утверждают, что новое не хуже. Иногда для этой цели используют намеки (например, мороженое «48 копеек»), иногда говорят прямо, мол, «колбаса, как в детстве», а иногда просто визуальный ряд наводит зрителя на мысль о стране Советов.

Словом, волна поднялась, и пока не собирается затихать. И, как мне кажется, ход этот вполне оправдан. Ведь, что бы ни говорили критики «совка», а продукты тогда и на самом деле были качественными. Во-первых, потому что тогда во всем мире технологии по удешевлению производства и замене натурального сырья на «аналогичные натуральным» еще только начинали развиваться. А во-вторых, потому что стандарты производства были высоки и тотальный контроль со стороны государства не позволяли непосредственным производителям самовольничать. Хотя состав на упаковке и в самом деле не указывали. Но не потому что скрывали…

Почему в СССР «скрывали» состав продуктов?

Когда я читаю что-нибудь про ужасное качество продуктов в СССР, сразу понимаю, что передо мной либо представители поколения Y и Z, т.е. молодежь до 40, либо люди, не понимающие, о чем пишут (хайполовы), либо, простите, кем-то проплаченные. Со вторыми и третьими спорить не хочу – бесполезное это дело. А вот первым могу помочь разобраться.

Дело в том, что сейчас мы уже просто привыкли к тому, что производитель может положить в продукт все, что захочет. Однако так было не всегда. Это реалии рыночной экономики! В Советском Союзе действовало другое правило: в продукты клали только то, что… разрешало положить государство. Для этого существовали ГОСТы (государственные стандарты), РСТ (республиканские), ОСТы (отраслевые) и ПСТ (стандарты предприятий). Они были едины для всех. Более того, любые нарушения строго карались.

А это значит, что указывать состав продукта было так же бессмысленно, как сейчас писать «стоп» на красном сигнале светофора! Все и так знают, что красный – «стоп», желтый «приготовься», зеленый – «вперед». А те, кто почему-то еще не знает, могут просто почитать правила дорожного движения! И те, кто хотел узнать точный состав продуктов в СССР, могли взять ГОСТы и почитать. (Они точно были в библиотеке технологических учебных заведений.) Уверяю вас, такого ингредиента, как «пальмовое масло» и пр. вы там не найдете.

Что же касается пресловутого сливочного масла 72% жирности, которое было в СССР, то тут все еще проще.

Примерно в середине 70-х, когда дефицит продуктов стал угрожающим, государство допустило «вольность»: разрешило производителям удалять не всю пахту, которая образовалась в процессе взбивания масла. В классическом 85-процентном она удалялась максимально. В новом масле 72% жирности ее было больше. Но пахта – это не пальмовое масло. И, кстати, она тоже очень полезна. Сейчас ее продают, как самостоятельный продукт. И даже подделывают.

И наконец!

Главный аргумент против критиков всего советского.

Господа хулители «совка»! Уже одно то, что сейчас рекламисты берут советские продукты за эталон хорошего, говорит о том, что они таки были хорошими!!!

Подписывайтесь на канал! Рада каждому посетителю!