Самое романтичное место в Петербурге конечно Блоковское! Есть много улиц в городе, которые помнят Александра Блока, но старая Коломна и улица Декабристов ( бывшая Офицерская) связаны с ним неразрывно. Один из его адресов хорошо известен каждому петербуржцу.
Это музей поэта по Офицерской 57, последний адрес Блока в Петербурге. Здесь с 1912 по 1920 год он жил в квартире 21, потом до самой смерти в квартире 23.
Неподалеку на Офицерской 39 в открытом театре, организованном Верой Федоровной Комиссаржевской свершился первый театральный успех его пьесы «Балаганчик».
Но не все знают про еще два других адреса, где жили женщины, безмерно дорогие Блоку.
В доме 40 по Офицерской жила мать поэта Александра Андреевна. О нежной привязанности поэта к матери написано немало. Я даже готова утверждать, что это единственная женщина , которая безусловно любила его и была предана сыну до конца жизни.
«Прекрасная Дама» с громким именем Любовь Дмитриевна Менделеева хоть и стала его женой, всю жизнь гораздо больше любила себя и всегда следовала своим интересам.
Даже в своих воспоминаниях она не пощадила Блока, откровенно рассказав о своих романах и увлечениях. Анна Ахматова, прочитав ее мемуары, заметила: «Ей нужно было просто промолчать, чтобы остаться Прекрасной Дамой!»
К 1913 году отношения с женой у Блока совершенно безнадежно разрушились. Они жили под одной крышей каждый своей жизнью, не вмешиваясь в интересы друг друга.
Мать Блока писала об этом времени в своих воспоминаниях, что жена остается с ее сыном только потому, что материально зависима от него.
Жизнь решила исправить эту несправедливость и снова подарила Александру Блоку Прекрасную Даму по имени Любовь. И даже поселила ее по-соседству на той же улице.
Последняя большая любовь поэта жила в доме 53 по все той же Офицерской улице . Это про ее окно «горящее не от одной зари» писал поэт в посвященном ей цикле «Кармен». Оно крайнее справа на 5 этаже. В блоковские времена пятый этаж был последним, потом дом надстроили.
Здесь жила его "испанская" Муза, "влекущая колдунья", олицетворенная страсть и живая музыка — певица Любовь Андреева-Дельмас.
Она проходила по улице мимо Блока, и в копне ее золотисто-рыжих волос сияло весеннее солнце. Едва уловимые ароматы вербены и фиалок плыли по утренней улице. Он стоял завороженный и долго провожал ее взглядом.
Каждое утро Любовь Дельмас отправлялась в Театр Музыкальной Драмы( Театральная пл. 3), что напротив Мариинки, куда была приглашена на сезон 1913-1914 годов. Сейчас там Консерватория им. Н.А. Римского-Корсакова.
Увидев ее на сцене в опере «Кармен», Блок был так очарован Дельмас, что стал бывать не только на всех ее оперных постановках, но и на концертах.
Ты встанешь бурною волною
В реке моих стихов,
И я с руки моей не смою,
Кармен, твоих духов... А. Блок
И каждый раз было множество цветов, совершенно изысканные букеты.
К сожалению в наше время искусство составления букетов во многом утрачено.
В начале же прошлого века каждый цветок имел значение, и любая цветочная композиция была тайным посланием на особом романтическом языке, которым в совершенстве владели влюбленные.
Конечно в букетах преобладали розы, символ безмерного восторга любви и страсти, предвкушение счастья обладания.
Надо сказать, что любимым цветком Блока была фиалка!
Еще в раннем детстве, не зная смысла этого цветка, он впервые подарил фиалковый букетик маленькой Любе Менделеевой , дача которых находилась по-соседству.
А ведь фиалка на языке цветов обозначает достоинство, скромность и робость в отношениях. Один маленький цветок отлично характеризует личность Александра Блока!
Дельмас фиалки Блок подносил осознанно. Когда мужчина дарил женщине этот цветок, он отдавал инициативу развития отношений в ее руки. Он как-бы говорил, что пусть все будет так, как ты захочешь.
Кстати подчеркнуть эту просьбу можно было и резедой, которая тоже всегда была в букетах Блока.
А еще в его букетах были ландыши, веточки вербы и неизменно ячменные колоски.
Ландыши-нежность и радость сердца, верба-весна, возрождение усталой души, ячменные колоски- магический символ богатства и плодовитости, желания иметь потомство.
Сложно сказать, на какую плодовитость намекал поэт . Может быть в искусстве, а вполне может быть , что и нет! Ведь брак с Любовью Менделеевой был бездетен.
В первый же день знакомства Блок и Любовь Дельмас расстались в 4 часа утра.
Утром поэт в дневнике записал: «Дождь, ванна, жду вечера. Розы, ячмень, верба и красное письмо».
Думаю, письмо такого откровенного цвета говорит само за себя не менее красноречиво, чем цветы.
А еще через пару недель он напишет:
«Возвращаюсь в час ночи. У швейцара колосья ячменя, ландыши и фиалки в лиловой ленте с ее волос.»
Так красиво развивался их роман. Театр, прогулки по городу, цветы, цветы, цветы.
Но времена диктовали свои условия. В 1914 году началась война.
«Неужели и его пошлют на фронт? Ведь это все равно, что жарить соловьев,»- сказал о Блоке Николай Гумилев.
Он еще не знал тогда, что это только начало грядущих перемен, и что «соловьи» вскоре вынуждены будут петь совсем другие песни.
А еще через 7 лет замолчат навсегда...
Подаренные цветы, колоски и вербы засохнут и превратятся в ворох прекрасных воспоминаний о тех днях, когда душа была жива и так искренне любила и верила в лучшее.
Мальчики да девочки
Свечечки да вербочки
Понесли домой.
Огонечки теплятся,
Прохожие крестятся,
И пахнет весной.
Ветерок удаленький,
Дождик, дождик маленький,
Не задуй огня.
В воскресенье вербное
Завтра встану первая
Для святого дня. А. Блок
Блок всегда светло улыбался, когда Любовь Андреева-Дельмас пела романс на эти его стихи.
Благодарю вас за внимание и доброжелательность, дорогие читатели!
Подписывайтесь на мой канал , и я расскажу Вам еще много интересного о Петербурге и о его замечательных жителях, чьи имена навсегда вписаны в историю города.