Найти в Дзене
Андрей Аксютин

Т-28. Советский «Змей Горыныч»

История производства, формирования частей и распределение по ним танков к началу ВОВ в одной статье. 28 сентября 1931 года УММ РККА заключило договор с ВОАО (Всесоюзное орудийно-арсенальное объединение) «на разработку проекта, изготовление рабочих чертежей и постройку двух опытных образцов 16-ти тонного танка Т-28 с различными типами подвески». Прототипы должны были быть готовы к 1 мая 1932 года. В срок уложились, однако собрали только один образец из конструкционной стали. По результатам его испытаний было решено доработанный танк запустить в серийное производство. Изготовителем определялся ленинградский завод «Красный Путиловец» (с 17 декабря 1934 года – Ленинградский Кировский завод). Фактически Т-28 был принят на вооружение еще до того, как был построен эталонный образец. Мотор М-17 на первом выпущенном танке завели ночью 20 марта 1933 года. Первые пять танков отгрузили в Москву 18 апреля – №№ 1, 3, 4, 5, 6. 24 апреля отправили еще пять - №№ 2, 7, 8, 9, 10.Все они предназначались

История производства, формирования частей и распределение по ним танков к началу ВОВ в одной статье.

28 сентября 1931 года УММ РККА заключило договор с ВОАО (Всесоюзное орудийно-арсенальное объединение) «на разработку проекта, изготовление рабочих чертежей и постройку двух опытных образцов 16-ти тонного танка Т-28 с различными типами подвески». Прототипы должны были быть готовы к 1 мая 1932 года.

Прототип Т-28. Вооружение еще не установлено. Июнь 1932 года
Прототип Т-28. Вооружение еще не установлено. Июнь 1932 года

В срок уложились, однако собрали только один образец из конструкционной стали. По результатам его испытаний было решено доработанный танк запустить в серийное производство. Изготовителем определялся ленинградский завод «Красный Путиловец» (с 17 декабря 1934 года – Ленинградский Кировский завод).

Фактически Т-28 был принят на вооружение еще до того, как был построен эталонный образец. Мотор М-17 на первом выпущенном танке завели ночью 20 марта 1933 года. Первые пять танков отгрузили в Москву 18 апреля – №№ 1, 3, 4, 5, 6. 24 апреля отправили еще пять - №№ 2, 7, 8, 9, 10.Все они предназначались для первомайского парада. 1 мая они прошли по Красной площади в Москве. Не обошлось и без происшествий. Танк № 6 остановился прямо на Красной площади и его пришлось эвакуировать тракторами; танк № 8 на Васильевском спуске пошел юзом и лишь благодаря реакции механика-водителя не задел зрителей.

Танк из установочной партии. Судя по эмблеме на башне, был участником первомайского парада в Москве или Ленинграде
Танк из установочной партии. Судя по эмблеме на башне, был участником первомайского парада в Москве или Ленинграде

Танки №№ 11 и 12 в тот же праздничный день прошли по площади Урицкого в Ленинграде.

После парада машины были возвращены на завод, где находились в доводке вплоть до сентября. Так или иначе, но до конца года план в 90 Т-28 был выполнен лишь на 45% - сдали 41 машину.

План на 1934 год сократили до 50 танков. Завод с этим благополучно справился.

В 1935 году план был уменьшен уже до 30. Военпреды приняли 32 машины.

На 1936 год план увеличили до 100 Т-28. Прошедшая модернизация завода (возможно с этим и были связаны скромные заказы в 1934 и 1935 годах), позволили сдать 101 танк.

Серийный Т-28 с пушкой КТ (кировская танковая)
Серийный Т-28 с пушкой КТ (кировская танковая)

План 1937 года составлял 80 машин, сдача составила 39. Связано это было с тем, что, во-первых, в связи с началом репрессий, на заводе сложилась неадекватная обстановка с видением буквально во всем вредительства. Доносы, разбирательства, аресты... Все это привело к тому, что производство в 1-м полугодии практически встало. Дело доходило до того, что приходилось искать, чем бы занять сотрудников. Во-вторых, ожидалось, что в производство будет запущен колесно-гусеничный Т-29, в-третьих, когда с ним ничего не вышло, было решено модернизировать танк, сменив на нем вооружение с пушки образца 1927/32 (КТ-28) на более мощную Л-10. Однако выпуск новых пушек шел крайне вяло (к концу 1938 года сдали лишь 30 штук), поэтому было решено продолжать вооружать Т-28 старыми орудиями, дефицита в которых не было. Таким образом выпуск танков с пушкой Л-10 начался уже в конце 1938 года и велся параллельно с машинами с орудием КТ. Фактически первые танки с новым орудием начали сдавать только с начала 1939 года.

Тем не менее, в 1938 году сдали 96 танков при плане в 90.

Т-28 с пушкой Л-10
Т-28 с пушкой Л-10

На 1939 год пришелся максимум заказа – 135 штук. Сдать смогли 131 машину. Стоит отметить, что 10 из них получили главную башню конической формы.

На этом производство танка завершилось. Почти. Дело в том, что на ЛКЗ еще оставался задел, который позволял собрать еще несколько машин. Разрешение было получено и в январе – феврале 1940 года сдали еще 13 Т-28. Из них в 20-ю ттбр было отгружено 12, а еще один танк передали заводу для опытных работ. Позже танк отправился на завод № 174, а весной 1941 года убыл в капитальный ремонт.

Итоговый выпуск составил 503 серийных Т-28, из которых РККА получила 502 танка. Однако есть одно «НО». В документах РГАЭ (Российский государственный архив экономики) имеются несколько иные данные о выпущенных танках.

Так, в 1934 году фигурирует 51 машина, в 1937 - 46 машин, в 1938 – 100 и в 1939 – 140. То есть разница составляет 21 Т-28. Можно предположить, что имела место сборка так называемых «железных» танков, использовавшихся, как учебные пособия. Один из таких мелькает в отчете 6-го мехкорпуса, еще один всплывал в документах Приволжского военного округа. Увы, однозначного ответа на этот вопрос не имеется до сих пор…

Один из "парадных" Т-28
Один из "парадных" Т-28

Так же белым пятном в истории танка является количество выпущенных машин с пушками КТ-28 и Л-10. Однако анализ имеющегося материала позволяет говорить о 360 танках с КТ и 143 с Л-10.

Отдельно стоит остановиться на истории формирования воинских частей, в которые Т-28 поступали.

Первые танки Т-28 стали поступать во 2-й отдельный танковый полк в Стрельне осенью 1933 года. В марте 1934 года на основе выделенных из него подразделений начал формирование учебный танковый полк, по окончании которого в ноябре 1934 года он был передислоцирован в Слуцк (ныне Павловск) (ЛВО). Согласно штата 10/484 он должен был иметь 30 Т-28. В апреле 1934 года штатное расписание изменили, после чего в полку должны были состоять 50 Т-28, 3 Т-37 и 3 легких бронеавтомобиля (БА).

В 1934 году в Харькове был сформирован еще один УТП. Первоначально планировалось оснащать его Т-35, но из-за недостатка машин в него включили и Т-28.

В сентябре 1935 года для участия в Киевских маневрах, как временная единица, был сформирован 4-й отдельный танковый батальон РГК с 20 Т-28.

С увеличением количества выпускаемых танков, в конце 1935 года было решено существующие два танковых полка РГК (ТП) перевести на Т-28: 1-й в Смоленске и 4-й в Киеве. Одновременно все полки переформировывались в танковые бригады (ТБР). Так появились 1-я и 4-я ТБР РГК (бригады с Т-26 и БТ именовались «механизированными»). УТП в Харькове стал 5-й, а в Слуцке - 6-й ТБР РГК. Процесс переформирования растянулся до весны 1936 года. В мае в ТБР был переформирован 2-й отдельный танковый полк (ОТП) РГК в Стрельне. Но сложилось так, что оптимистичные прогнозы военных о массовом производстве Т-28 не подтвердились. В результате 2-ю ТБР в 1937 году перевели в разряд резервных, а в 1938 году ее пришлось переформировать обратно в ЛТП.

"Доклад о ходе формирований по организационным мероприятиям 1936 года по состоянию на 15.4.36 г.
[...]
Развертываются 4 танковых полка в 4 тяжелые танковые бригады
ЛВО - 6 тяжелая танковая бригада Т-28 - Слуцк
БВО - 1 тяжелая танковая бригада Т-28 - Смоленск
КВО - 4 тяжелая танковая бригада Т-28 - Киев
ХВО - 5 тяжелая танковая бригада Т-35 – Харьков

…»

А вот что гласил Приказ НКО СССР № 0028 от 21.05.36 г.
«1. Танковые бригады тяжелых и средних танков с 1-10.07.36 г. выделять в танковый резерв главного командования (ТРГК).
2. Переименовать 2-й отдельный танковый полк во 2-ю бригаду средних танков РГК и 3-й отдельный танковый полк в 3-ю бригаду тяжелых танков РГК.
3. В состав ТРГК включить:
1 бригаду средних танков - Смоленск
2 бригаду средних танков - Стрельна
3 бригаду тяжелых танков - Рязань
4 бригаду средних танков - Киев
5 бригаду тяжелых танков - Харьков
6 бригаду средних танков им.Кирова – Слуцк

…»

Согласно штата, ТБР средних танков должна была иметь 54 Т-28, 16 БТ, 11 Т-26, 7 «Т-26 теле» (радиофицированные), 3 химических БХМ-3 (ХТ-26) и 3 БА.

В том же 1936 году штатную численность Т-28 в бригадах увеличили до 80.

В марте 1939 года ТБР были переведены на новые штаты и переименованы в тяжелые танковые бригады РГК (ТТБР). 1-я стала 21-й, 4-я – 10-й, 6-я – 20-й. 5-я ТБР на Т-35 получила номер 14.

Штатное количество танков в ТТБР теперь составляло 117 Т-28, 28 БТ и 11 ХТ. Так же Т-28 получала и 14-й ТТБР. Согласно штатному расписанию она должна была иметь 32 Т-35, 85 Т-28, 28 БТ и 11 ХТ.

В июне – июле 1940 года началась масштабная реорганизация бронетанковых войск РККА. Все четыре бригады обращались на формирование танковых дивизий (ТД).

На базе 20-й ТТБР создавались 1-я и 3-я ТД, 21-й – 2-я, 4-я, 5-я и 7-я ТД. 10-я ТТБР послужила основой 8-й и 10-й ТД, 14-я – 15-й ТД. Стоит отметить, что в 12-ю ТД был передан только 2-й батальон с Т-35. Уже весной 1941 года она спихнула эти танки в формируемую 34-ю ТД.

Первой боевой операцией для Т-28 стал так называемый Освободительный поход в Польшу. В нем участвовали 10-я и 21-я ТТБР. Боевых потерь не было. Т-28 14-й ТТБР летом 1940 года участвовали в Бессарабской кампании.

Т-28 20-й ТТБР. Война с Финляндией победоносно закончена!
Т-28 20-й ТТБР. Война с Финляндией победоносно закончена!

По-настоящему крупные испытания выпали на долю 20-й ТТБР. С 30 ноября 1939 по 13 марта 1940 года она стала основной ударной силой при прорыве «линии Маннергейма» в ходе Советско-финляндской войны. По отчетам бригады следовало, что за период боевых действий было потеряно 482 танка, из них 155 были подбиты артогнём, 77 подорвалось на минах, 30 сгорело, 21 утонул, 2 пропали без вести (стали трофеями финнов) и 197 вышли из строя по техническим причинам. Впрочем, по актам было списано только 23 танка. Однако, когда в апреле 1941 года в Ленинград была отправлена комиссия по рассмотрению вопроса о возможности восстановления вывезенных с Карельского перешейка танков, выяснилось, что пяти списанных машин просто не существует. Так, если на 1 апреля 1941 года в графе «Обезличенные» стояло 44 Т-28, то к 1 июня эту ошибку исправили и таких осталось 39. В итоге, с баланса ГАБТУ списывались 18 Т-28.

Уже в ходе войны с Финляндией остро встал вопрос о дополнительном бронировании танков. На первых этапах производилась частичная экранировка едва ли не полукустарным способом, причем затрагивала она только корпус. Уже после окончания войны был разработан проект большой экранировки. Одновременно проводились работы по замене пушки КТ-28 на Л-10. Впрочем, это тема уже отдельного повествования.

ИТ-28 образца 1940 года. Для его изготовления был выделен танк № 1567, выпуска 1934 года, ранее принадлежавший СТТУ (2-е СБТУ).
ИТ-28 образца 1940 года. Для его изготовления был выделен танк № 1567, выпуска 1934 года, ранее принадлежавший СТТУ (2-е СБТУ).

Итак, к началу Великой Отечественной войны Т-28 были распределены следующим образом:

Ленинградский военный округ

1-я ТД по списку имела 38 танков, 7 из которых находились в капитальном ремонте и один танк был передан в 24-ю ТД для обучения экипажей. Именно с 31 Т-28 дивизия отправилась в Алакуртти.

3-я ТД по списку имела 40 танков. Два танка были переданы в 24-ю ТД для обучения экипажей. Налицо 38.

ЛБТКУКС так же имели одну машину. По данным на 1 ноября 1940 года это был опытный Т-28. Дальнейшая судьба танка не известна.

Кроме того в ремонте в Ленинграде находились 10 танков, принадлежавших 8-й ТД и еще 17 машин округа, включая 7 ранее упомянутых Т-28 1-й ТД. Еще одна машина принадлежала ВАММ. Так же один танк был с завода № 174, который ранее был передан ЛКЗ.

Прибалтийский особый военный округ

2-я ТД имела 30 танков, 5-я – 27. Машины были в плачевном техническом состоянии. Только 24 из 57 смогли принять участие в боевых действиях.

Западный особый военный округ

В военном городке 4-й ТД были размещены на хранении все 57 танков. Экипажей для них не предусматривалось. Еще 5 машин находились в капитальном ремонте на Ремонтной базе (РБ) № 7 (Дарница, Киев). Еще один танк, завершивший ремонт, был отгружен с РБ в начале июня в Минск. Вполне возможно, что именно на нем Д.И. Малько совершил свой легендарный прорыв через город.

Киевский особый военный округ

8-я ТД имела по списку 78 машин. 10 из них находились в ремонте в Ленинграде и 12 на РБ № 7. Фактически имелся 51. Однако в парке дивизии стояли 5 танков, вернувшихся из Ленинграда в непригодном для эксплуатации состоянии (отправленные для экранировки на ЛКЗ, они, тем не менее, усиленно использовались 1-й ТД).

10-я ТД. По списку имела 55 Т-28, налицо 51. 4 машины находились на РБ №7.

15-я ТД. По списку имела 77 Т-28, налицо 75. 2 машины находились на РБ №7.

На РБ № 7 кроме выше упомянутых танков, в ремонте числились еще 5 машин округа, а так же 5 из ЗОВО и 1 из ПриВО. Всего 29 Т-28.

Московский военный округ

В танковом полку ВАММ (Военная академия механизации и моторизации РККА) числились 5 танков. Еще две машины были на НИАБТ Полигоне, правда один из них находился в ремонтных мастерских танкового полка ВАММ; так же на Полигоне находился и инженерный танк ИТ-28 обр. 1940, переделанный из линейного танка в 1940 году.

Кроме того два танка числились за заводом № 92 (Горький). На этих танках проходили испытания пушки Ф-32 и Ф-30.

Приволжский военный округ

10 Т-28 числились во 2-м СБТУ, а один находился в капремонте на РБ № 7 в Дарнице.

Обезличенные

В данной категории на 1 июня числились 39 танков, 3 из которых уже были списаны, но в Ведомости это отражено не было. 28 из них находились на ЛКЗ и 11 на Ижорском заводе (3 из них списано). Они представляли из себя разобранные на запчасти корпуса танков. Если 11 корпусов по заключению комиссии требовали списания, то остальные вполне подлежали восстановлению. Однако вернуть в строй удалось только два из них. 1 июля 1941 года с ЛКЗ танки были отправлены в Псков.