В 1796 г. при Павле I вышел новый свод строевых инструкций - "Воинский устав о полевой пехотной службе", а на следующий год - "Тактические правила для воинских эволюций"; обе книги базировались на опыте прусской армии Фридриха Великого. Ежедневно утром и вечером проводились переклички, а в воскресенье рекрутам читались вслух военные уставы.
Несмотря на высмеивание прусских порядков со стороны фельдмаршала Суворова (1729-1800), выдающегося русского полководца, "Воинский устав…" был большим шагом вперед в подготовке солдата. Его использование позволило стандартизовать наставления для офицеров и рядовых пехоты и ввести единые правила обучения солдат для всей армии. В нем были не только инструкции по строевым и ружейным приемам, но и регулировалась религиозная деятельность в армейских условиях, содержались наставления по лагерной и гарнизонной жизни.
В теории "Воинский устав…" 1796 г. оставался в силе до 1809 г., но, подобно многим другим нововведениям Павла I, на местах в основном игнорировался, и после убийства императора в 1801 г. В большинстве полков снова стали использовать свои собственные инструкции. Полковые командиры предпочитали посылать своих офицеров наблюдать за обучением и маневрами частей русской императорской гвардии и записывать все упражнения, какие им довелось увидеть, для применения в полку. Многие командиры, вероятно, предпочитали брать в основу подготовки "Рассуждения" фельдмаршала Суворова, основанные на инструкциях, разработанных им в бытность полковником Суздальского мушкетерского полка.
В 1811 г. новый военный министр Барклай-де-Толли ввел в действие новый "Воинский устав для пехотной службы", состоявший из двух частей. Первая часть, которая называлась "Школа рекрут", имела три раздела. Первый включал инструкции по обучению рекрута без оружия, то есть упражнения, касавшиеся выправки, поворотов, маршировки (не сгибая колени и держа голову прямо) тихим шагом (75 шагов в минуту) и ускоренным шагом (120 шагов в минуту), а также облическим (косым) шагом. Преимущественно этот этап подготовки проходил в период перехода рекрута в его новый полк или в рекрутском депо. Второй раздел был целиком посвящен ружейным приемам, то есть умению держать оружие, заряжать его и стрелять. Третий раздел содержал порядок обучения рекрутов (солдат) маневрированию в различном строю.
Во второй части, называвшейся "О ротном учении", самым важным был раздел "Об обучении стрелять в цель". В нем содержалось предписание, что каждый полк должен ежегодно проводить проверку умения солдат стрелять в цель. Каждая рота должна вести список самых метких стрелков. Инструктор должен был проявлять "терпение" при обучении молодых солдат стрельбе; тем не менее, на практике так случалось далеко не всегда, что Памфил Назаров почувствовал на себе:
«Я был отправлен к командиру б-й егерской роты и получил приказ стрелять по мишени боевыми патронами. Но мой мушкет дал осечку, после чего капитан приказал отметить мое небрежное обращение с оружием. После окончания упражнения я был наказан перед строем роты двумя палочными ударами».
В 1812 г. Александр попытался ввести новый воинский устав - на базе французских методов обучения солдат - но, как кажется, в войсках он в основном был проигнорирован.
Только после завершения наполеоновских войн система подготовки солдат в русской армии стала стандартизованной.
(с) Bremen
Понравилась статья? Тогда, чтобы поддержать нас, можете поставить лайк и подписаться на наш Дзен и Telegram: https://t.me/vestnikistorii
Мы будем очень признательны любой поддержке!