Художественный фильм, снятый двумя учащимися Высших режиссерских курсов Союза кинематографистов СССР Константином Ершовым и Георгием Кропачевым. Один из лидеров советского кинопроката 1968 года (32,6 млн зрителей). В основе сюжета одноименная повесть Н.В.Гоголя "Вий".
Фильм имел успех не только в СССР, он был был закуплен для зарубежного проката в США, Аргентине, Финляндии и Франции.
Главный герой, Хома Брут (Л, Куравлев), избивает ведьму, которая после смерти превращается в прекрасную девушку (Н. Варлей). Казалось бы, кошмар закончился, но скоро Хома узнает, что, согласно последней просьбе ведьмы, он должен читать Псалтирь в течение трёх ночей у гроба молодой девушки - той самой ведьмы, которая жаждет мести. Отец, пан, говорит, что, если Хома доведёт обряд до конца — его ожидает щедрая награда, если попытается убежать - будет жестоко наказан. Три ночи оказываются сущим кошмаром: герой встречается с покойницей, упырями, вурдалаками и, наконец, встречает самого Вия.
Съёмки, как и действие повести, проходили на Украине. Конкретно в трёх храмах: в деревянной церкви Пресвятой Богородицы села Горохолин Лес Богородчанского района Иваново-Франковской области,в деревянной казацкой церкви святого Георгия посёлка Седнев Черниговской области и в Елецком монастыре Чернигова.
Не обошлось без травмоопасных ситуацией. Произошел сбой техники и Наталья Варлей чуть не выпала из гроба, но ее успел подхватить Леонид Куравлев. Правда, потом пришлось сделать перерыв, так как Куравлёв сильно потянул руки.
Первый вариант отснятого материала сильно разочаровал руководство «Мосфильма». Они прокомментировали его, как "слишком нереалистичный". Тогда пригласили киносказочника Александра Птушко. Пришлось вырезать много сцен, снятых Ершовым и Кропачёвым. Изменения коснулись и образа Вия - по замыслу режиссеров он должен быть похож на сотника. Именно Птушко создал костюм Вия, разработал его дизайн, сконструировал механику для пальцев.
Конечно, этот хоррор далек от современных, но для тех времен это был хороший фильм ужасов. Причем, это первый советский ужастик. В фильме много комедийных моментов, но панночка и вся атмосфера наводят настоящий страх. Действительно чувствуешь все страхи главного героя, переживаешь все вместе с ним. Леонид Куравлев потрясающе исполнил эту роль. Многие зрители отмечают, что до сих пор боятся его пересматривать.
Было снято несколько экранизаций "Вия" Гоголя. Я помимо экранизации 1967 года посмотрела только фильм 2006 года, который не особо меня впечатлил.
С тех пор российская индустрия фильмов ужасов, казалось бы, шагнула далеко вперед. Конечно, это не правда. Мне кажется, что этот жанр в российском кинематографе все еще находится только на стадии развития. И у нас не особо получается его развивать) Сугубо мое личное мнение...
Заметила, что последние фильмы ужасов начали выезжать на "зрителю просто противно".
Так что, для меня "Вий" - лучший фильм ужасов российского кинематографа, хотя он и был снят в СССР. Ну и еще один фильм, который мне симпатичен - киносериал режиссёра Егора Баранова "Гоголь", снятый по мотивам произведений Гоголя из сборника "Вечера на хуторе близ Диканьки", который состоит из картин "Гоголь. Начало", "Гоголь. Вий", "Гоголь. Страшная месть".
А вам нравится фильм "Вий" 1967 года?