Столетний юбилей (26 февраля с.г.) со дня рождения Сергея Георгиевича Горшкова – событие всенародного значения, ибо многогранная
его деятельность стала в истории нашей морской державы целой эпохой. В то время был создан самый мощный за всю историю существования Российского государства океанский ракетно-ядерный флот, который вышел в Мировой океан.
Родился будущий флотоводец в украинском городе Каменец-Подольске 13 (26 н.ст.) февраля 1910 г. Его отец Георгий Михайлович, известный
в советское время заслуженный учитель, удостоенный ордена Ленина, мечтал видеть в сыне продолжателя профессиональных традиций
(мать тоже была учителем). Поэтому после окончания средней школы
по совету отца Сергей в 1926 г. поступил в Ленинградский университет
на математический факультет.
На следующий год, приехав на каникулы к родителям в Коломну,
он встретился со своим давним приятелем Н. Антоновым, курсантом морского училища. Это событие, как вспоминал Сергей Георгиевич, перевернуло все его планы и взгляды.
Рассказы друга о море и флоте, об учёбе в стенах бывшего Морского корпуса, да и красивая флотская форма одежды породили у него интерес к морской службе. Проявив перед родителями свой характер, вопреки
их воле, он перешёл из университета в Военно-морское училище им.
М. В. Фрунзе. Учился охотно, тянулся к новым знаниям. За курсантские годы познакомился с морем в учебных походах на крейсере «Аврора», увидел некоторые заграничные порты.
После окончания училища в 1931 г. пожелал служить на Дальнем Востоке, куда в те годы тянулась молодёжь. Но кадровики направили его на Чёрное море штурманом на эсминец. Однако через несколько месяцев ему предложили продолжить службу на Тихом океане.
На новом неспокойном месте молодой командир освоился скоро, командовал сторожевым кораблём, эсминцем, был начальником штаба морской бригады, принимал участие в обеспечении боевых действий сухопутных войск на озере Хасан. Блестящая карьера С. Г. Горшкова едва не прервалась осенью 1938 г.: в штормовом море (до 9 баллов)потерпел катастрофу при переводе на буксире строящийся эсминец, погиб один
из кораблестроителей. Старшим перехода был комбриг Горшков, от суда его спас командующий ТОФа Н. Г. Кузнецов (будущий нарком ВМФ).
В конце 1939 г. капитана 2 ранга С. Горшкова перевели на Черноморский флот на должность командира соединения эсминцев, а через полгода
он уже принимал под своё командование бригаду крейсеров.
Перед войной успел окончить курсы при Военно-морской академии.
В своих мемуарах «Во флотском строю» Сергей Георгиевич о войне писал:
«…с первого дня принимал участие в минно-заградительных операциях флота, в поддержке артогнём войск Одесского оборонительного района.
В августе 1941 г. командовал высадкой десанта под Одессой»
(В последующем он много раз руководил десантными операциями,
став высоким специалистом в таких видах боевых действий).
С октября 1941 г. он был назначен командующим Азовской военной флотилией. В 1942 г., командуя флотилией и придаваемыми частями сухопутных войск, выполнял задачи прикрытия левого фланга Северокавказского фронта. С отходом на Новороссийск был назначен заместителем командующего по морской части Новороссийского оборонительного района, в ноябре исполнял обязанности командующего 47-й армией непосредственно в уличных боях в Новороссийске.
Кстати, И. В. Сталин предложил тогда Горшкову занять должность командующего общевойсковой армией.
Как рассказывал автору этих строк сам Сергей Георгиевич,
он «поблагодарил за доверие И.В. и попросил оставить на флоте».
После освобождения Керченского полуострова весной 1944 г. Азовская флотилия была переформирована в Дунайскую и перебазирована
в Одессу. Личный состав и корабли флотилии под командованием контр-адмирала (с сентября 1944 г. – вице-адмирала) Горшкова успешно участвовали в Ясско-Кишинёвской, Белградской, Будапештской стратегических операциях, освобождении ряда европейских портовых городов на побережье Дуная, в том числе Белграда и Будапешта.
В январе 1945 г. опытный боевой адмирал был назначен командующим эскадрой кораблей Черноморского флота. Ему пришлось заниматься
не только боевой учёбой, но и восстановлением главной базы флота – Севастополя. Эскадра стала передовым соединением, здесь зарождалась «морская школа Горшкова», которую прошли многие будущие советские флотоводцы.
Через четыре года его назначили начальником штаба Черноморского флота, а с августа 1951 г. – командующим флотом. В 1953 г. ему присвоили звание полного адмирала. Строгий, но справедливый начальник
С. Г. Горшков был требовательным командующим. Учитывая опыт недавней войны, он много внимания уделял боевой учебе соединений
и частей флота с проведением в море учений и манёвров.
По представлению Главкома ВМФ Н. Г. Кузнецова, его первым заместителем в июле 1955 г. был назначен адмирал Горшков.
После трагической гибели в том же году в Севастопольской бухте линкора «Новороссийск» вместо снятого с должности главкома Кузнецова
на его место был назначен С. Г. Горшков. Его почти 30-летнее руководство
(1956–1985) сложнейшей военно-морской организационной системой
в период так называемой «холодной войны» не имело прецедентов
в отечественной истории, да и за рубежом. Его заслуга в создании океанского ракетно-ядерного флота и превращения его в стратегический вид вооружённых сил страны бесспорна, хотя воплощать
это в действительность было крайне сложно.
Советский лидер Н. С. Хрущёв и министр обороны Г. К. Жуков,
да и Генеральный штаб не очень-то благоволили к флоту.
Печально закончилось для бывшего наркома и министра ВМФ
Н. Г. Кузнецова (незаслуженно был снят с должности) настойчивое отстаивание второй послевоенной (1955– 1964) кораблестроительной программы, не понравившейся Н. С. Хрущёву, который был ярым сторонником всепобеждающего ракетного оружия. Проявив должную дипломатию «в коридорах власти», С. Г. Горшков после своего назначения главкомом добился утверждения программы строительства флота.
По десятилетним программам развивался флот и в последующее время – недаром называлось оно «золотым веком кораблестроения».
Исходя из финансово-производственных возможностей с учётом коэффициента «стоимость-эффективность», Горшков предложил
в кораблестроении отдать приоритет подводным лодкам. В 1956–1985 гг. было построено около 700 подводных лодок, треть из них – атомные. Нынешнему молодому читателю трудно представить, что за семь лет
в Советском Союзе была создана, в том числе ленинградскими судостроительными заводами, серия из 215 средних подлодок
(613-го проекта). Каждые пять дней флот получал по одной лодке!
Вскоре на флот пошли атомные подводные лодки, вслед за ними – громадные подводные ракетные крейсера. Одновременно в те годы велось строительство надводных кораблей. За 30 лет промышленность передала флоту около 1000 кораблей, в том числе треть для действия
в дальней морской зоне (среди них – атомные и авианесущие крейсера). Была создана разновидовая морская авиация. При руководящей роли главкома Главный штаб ВМФ создал боевую службу флота – новую форму поддержания его в высшей степени боеготовности в мирное время. Боевая служба флота позволила реализовать, несмотря на большие сложности, концепцию глобального присутствия советского флота
в мировом океане, что дало значительный эффект для достижения стратегического паритета двух сверхдержав США и СССР, способствующего предотвращению третьей мировой войны.
К примеру, в 1976 г. на боевой службе в океанах и морях находилось
128 подлодок и 110 надводных кораблей и судов.
Всё это благоприятствовало упрочению высокого международного авторитета нашего государства.
Руководимый С. Г. Горшковым флот выступал важнейшим инструментом внешней политики и дипломатии. Его присутствие в разных районах Мирового океана способствовало стабилизации обстановки. Ни одно поползновение агрессивного характера со стороны США и стран НАТО
не могло произойти без ответной реакции сил боевой службы.
Мне посчастливилось во второй половине своей службы пройти непосредственно школу адмирала флота Советского Союза С. Г. Горшкова (это звание он получил в 1967 г.).
Будучи в 1970–1980 гг. начальником ведущего отдела боевой подготовки, а затем начальником управления Главного штаба ВМФ
по международному военному сотрудничеству, я входил в ближнее окружение главкома и был свидетелем многих событий и мероприятий,
в которых проявлялись его высокие способности государственного
и военного деятеля. Принимая участие по кругу своих обязанностей
в работе главкома, был очевидцем его высокой работоспособности,
организованности и собранности, в том числе и в напряжённой обстановке.
Кроме боевой учёбы главком учил нас:
«Завоевывать друзей! Умело демонстрировать флаг ВМФ!»
Сам он посетил около 40 стран с деловыми и официальными визитами.
По его указанию постоянно росло число визитов кораблей в иностранные порты. Только за девять месяцев 1979 г. 120 кораблей и судов из состава боевой службы совершили 13 официальных визитов и 367 деловых заходов в порты 38 государств. Сотни кораблей и катеров мы поставили
в ВМС дружественных нам стран, оказали техническую помощь
в создании тыловых объектов. В ответ флот получил возможность
(не имея своих баз) создавать в иностранных территориальных водах пункты материально-технического обеспечения наших кораблей (ПМТО). Читатель через цифры построенных кораблей может представить, каким мощным потенциалом обладал советский ВПК. Только судостроительных заводов было создано более 20. Государство не только повышало обороноспособность, но и укрепляло экономическую мощь.
За период 1966–1986 гг. национальный доход вырос в четыре раза, промышленное производство – в пять раз.
Печально видеть, как за последние 20 лет ВМФ России, фактически лишившись без войн и сражений былой морской мощи, обновил поредевшие в десяток раз свои силы всего на две подводные лодки,
один фрегат и два тральщика!!!
Эффективная деятельность руководителя флотского главкомата
и заместителя министра обороны С. Г. Горшкова проявилась не только
в военной области.
Являясь человеком выдающегося государственного ума, он оказал существенное влияние на развитие ряда отраслей промышленного производства, связанного с судостроением, способствовал интеграции кораблестроения стран, входивших в Варшавский договор.
С .Г. Горшков внёс заметный вклад в теорию и практику проблемы «Человек и Мировой океан».
В своей монографии «Морская мощь государства» он аргументированно указал на возрастание зависимости экономики от уровня возможности проникновения в тайны Мирового океана, который занимает почти три четверти поверхности нашей планеты и обладает колоссальными биологическими, энергетическими и минеральными ресурсами. Большинство населения нашей планеты и основной промышленный потенциал развитых государств сосредоточены на побережье в узкой полосе до 500 км.
«Океан не разобщает, а объединяет людей», – писал С. Г. Горшков.
Вместе с тем, учитывая возросший интерес ведущих морских стран
к океану и то, что во второй половине ХХ в. многие его районы стали плацдармами, откуда могут наноситься мощные удары по наземным объектам оружием морских носителей, Сергей Георгиевич дал научное обоснование необходимости иметь государству морскую мощь.
Она объединяет, кроме военного флота, морской, промысловый, научно-исследовательский флоты и организации, связанные с их деятельностью.
По его инициативе в 1982–1983 гг. состоялась Антарктическая экспедиция двух океанографических судов по маршруту русской экспедиции
Ф. Ф. Беллинсгаузена и М. П. Лазарева. Он был ответственным редактором «Атласа океанов» и «Морского атласа» (том 3-й). Глубоко интересуясь морской историей, опытом использования флотов в войнах,
и основываясь на своём большом боевом опыте проведения десантных операций в Великой Отечественной войне, Сергей Георгиевич стал автором многих идей и разработок по теории и практике военно-морского искусства. Заслуженно ему присуждены Государственная (1980) и Ленинская (1985) премии. Многочисленные печатные труды адмирала (только открытых – более 200) и книги были предметом изучения
в военных учебных заведениях, некоторые переведены на иностранные языки. О деятельности заслуженного флотоводца, тридцать лет стоявшего у штурвала ВМФ, вышло немало публикаций.
В мемуарах С. Г. Горшкова «Во флотском строю», изданном мной сборнике воспоминаний «Жизнь, посвящённая флоту» и капитальной книге М. Монакова «Главком» достаточно полно отражены основные вехи его жизни и службы. Затронуты в них и болевые проблемы советского ВМФ: неполная сбалансированность, недостатки в создании инфраструктуры разных видов обеспечения, в социальной сфере.
Об этих проблемах не смолкают споры до сих пор. О них, а заодно
и о надуманных обвинениях в адрес С. Г. Горшкова, иногда и пасквильного характера, появляются сообщения в разных печатных изданиях
и телепередачах. Большинство из этих публикаторов, в том числе
и из флотской среды, мало знали С. Г. Горшкова и лично не соприкасались непосредственно с его работой, но остались чем-то недовольны в своей службе.
Между тем, пороча прошлое и пережитое, искажая историческую правду, они не удосуживаются дать читателю сравнения: а во что же превратился ВМФ России на пороге ХХ в.? Куда же делась «морская мощь великой морской державы», которую создавал наш народ? В Главном штабе мы достойно отметили 75-летие нашего главкома.
Несмотря на присущую ему бодрость и высокую работоспособность, рабочий день начинался в 8 ч 30 мин и продолжался не менее 10 часов, сказывался груз прожитых и пережитых лет. Вскоре последовал приказ
о переводе С. Г. Горшкова на почётную работу в группе инспекторов Минобороны.
В своём последнем приказе №320 по Военно-морскому флоту
от 9 декабря 1985 г. главком отметил:
«…В течение 30 лет, находясь на ответственном посту главнокомандующего ВМФ, я стремился самым добросовестным образом выполнять эти обязанности на благо Родины и народа, всегда опирался
в этом на поддержку и беззаветное выполнение своего воинского долга всеми вами – доблестными моряками-матросами, офицерами
и адмиралами нашего славного флота.
Покидая высокий пост, я благодарю вас за ревностную службу!» Оставшись без привычных активных дел, Сергей Георгиевич в основном негативно воспринимал горбачёвские перестроечные решения и «новое политическое мышление», переживал за флот.
После тяжёлого заболевания его не стало 13 мая 1988 г. Он был похоронен на Новодевичьем кладбище Москвы.
Именем С. Г. Горшкова в 1990 г. был назван авианесущий крейсер,
а в 2006 г. – строящийся фрегат. Кроме памятника в Коломне, где прошли детские годы Сергея Горшкова, ему в 2002 г. воздвигнут монумент
в Новороссийске – за заслуги в руководстве обороной города в 1942 г.
В настоящее время, по инициативе Всеукраинской ассоциации ветеранов-подводников, одобренной украинской Радой, к 100-летнему юбилею
С. Г. Горшкова готовится установка памятника в г. Каменец-Подольском Хмельницкой области (место рождения будущего главкома).
Московская городская дума дала согласие на предложение ветеранов флота установить аналогичный памятник в столице на территории Морского мемориала в Северном Тушине.
За годы 60-летней флотской службы С. Г. Горшков был награждён
18 советскими и 11 иностранными орденами, удостоен дважды высшей награды Золотой Звезды Героя Советского Союза. Он являлся почётным гражданином восьми городов СССР, Болгарии и Польши. Имя Сергея Георгиевича Горшкова встало в один ряд с именами выдающихся
и известных всему миру военачальников и флотоводцев ХХ в.
Тысячи моряков нескольких поколений прошли морскую школу Горшкова, помнят интересную, ответственную и сложную службу при нём, гордятся славным ВМФ!
© Публикация В. С. Козлов
Продолжение статьи в альманахе "Кортик" №11/2010
Ещё больше интересной информации и сами книги у нас в группе https://vk.com/ipkgangut
Друзья, если статья вам понравилась - поддержите нас лайком и/или репостом, напишите комментарий. Наш канал - молодой, нам очень важно ваше мнение и поддержка!