Если сложить вместе все те счастливые минуты, которые я провёл перед полками и стеллажами больших музыкальных магазинов, то наверняка набегут не часы или сутки, а недели и даже месяцы!
(Продолжение. Начало - здесь: Прогулка по руинам отечественного музыкального масс-маркета: "Мелодия" на Калининском (Новом Арбате).
С ностальгией и сладким замиранием сердца я вспоминаю пестроту сотен и тысяч корешков компакт-дисков с именами великих музыкантов и композиторов, с названиями групп и альбомов, которые каждый раз радостно и на все голоса приветствовали меня в московских мега-маркетах "Пурпурный легион" у метро Новокузнецкая, в "Союзах" - на Ленинском и "в Климентовском", на последнем этаже ЦУМа.
...Именно здесь однажды, как завороженный, я прослушал звучащую в динамиках магазина демонстрационную запись Джона Льюиса "Grand encounter: 2° East - 3° West"...
Открытия, как видите, случались в разных местах и в разных формах. Надо ли говорить, что я тут же приобрёл это отличное японское CD-переиздание альбома 1956 года. В тот день на цифровом носителе, а позже уже и оригинальный альбом! Но восклицательный знак был поставлен именно в "ПЛ", силами его влюблённого в музыку персонала.
Послушаем композицию, которой открывается альбом. - Love Me or Leave Me.
Прекрасной памятью о "Пурпурном легионе" стала и роскошная, яркая, выпущенная ограниченным тиражом, "юбилейная" 6-дисковая коробка-сборник лучших композиций, записанных на лейбле Concord за его 30-летнюю историю.
Послушаем блестящую, "сладкую" запись тенор-саксофониста Скотта Хэмилтона с оркестром Алана Бродбанта Tonight I Shall Sleep with a Smile on My Face.
Одним из главных трофеев, добытых в "Пурпурном легионе", стал в своё время не дешёвый, но отлично изданный бокс "атлантиковских" альбомов гениального саксофониста Джона Колтрейна The Heavyweight Champion.
И раз уж вспомнили о легендарных записях Колтрейна, послушаем его знаменитую балладу Naima. Пусть она прозвучит в память о "Пурпурном легионе"...
В свои лучшие времена, в бескомпромиссной конкуренции два московских музыкальных гиганта - "Пурпурный легион" и "Союз" - сошлись лоб в лоб в самом центре Москвы, в Климентовском переулке. Обе сокровищницы для меломанов смотрели друг на друга буквально входными дверями!
В "Союзе"на Ленинском, помимо сотен других превосходных CD-альбомов, были добыты две "аппетитные" и редчайшие "коробки" с записями саксофонистов Арта Пеппера, сделанными во время сессий в легендарном джазовом клубе Village Vanguard и Эрика Долфи (об этих CD-боксах подробнее - здесь и здесь). Долго ходил вокруг них, копил... даже не столько рубли на покупку, сколько решимости купить "за такие деньги".
Да уж и квинтет Эрика Долфи давайте послушаем! - Композиция Glad To Be Unhappy с его альбома 1960-го года Outward Bound. Здесь известному саксофонисту-флейтисту и бас-кларнетисту Долфи составляют компанию трубач Фредди Хаббард, пианист Джеки Баярд, контрабасист Джордж Такер и барабанщик Рой Хэйнс.
Как видите, стараюсь сопровождать свой рассказ композициями поспокойнее, которые будут хороши как для искушенных меломанов, так и для новичков, только постигающих джаз.
В "Союз" на Ленинском я спешил не только за роскошными коробками-сборниками. Здесь я знакомился с продукцией самых разных звукозаписывающих лейблов, с их ведущими музыкантами и лучшими альбомами. Благо, продавец, глядя на пирамиду отобранных дисков, позволял вскрыть упаковку двух-трёх альбомов и бегло ознакомиться с их содержимым. Такого преимущества "Пурпурный легион" своим покупателям не дарил. И напрасно. Зато там был небольшой, но хороший комиссионный отдел.
Ещё один "Союз", как я называл его, "под крышей ЦУМа" хоть и был поменьше того, что на Ленинском, однако, мне очень нравился. Это было просто здорово! - Уютное местечко в самом центре Москвы, наполненное музыкой, а не людьми. Напомню также, что во времена расцвета и "Союза", и "Пурпурного легиона" со всеми их филиалами, и "Трансильвании" на Тверской припарковать свой автомобиль можно было в любом месте и без всяких проблем. - Вот это были времена! И пусть пробки были поплотнее, чем сейчас, зато на обратном пути домой можно было внимательно прослушать в машине один-два новых альбома. Меломаны и коллекционеры понимают, что такое везти домой свежие музыкальные трофеи, какой пожар пылает в душе, и как она расцветает дома, наедине со своей музыкальной системой, при первых же звуках добытой только что музыки... Эх!
Из закромов разбросанных по Москве "Союзов" я пополнял свою коллекцию записями редких лейблов, таких, например, как Tzadik, где партии продюсера и первого саксофона играл отчаянный экспериментатор, невероятно плодовитый Джон Зорн. При этом компанию ему составляли очень интересные музыканты нью-йоркской, японской да и прочих других джазовых сцен - гитарист Марк Рибо, ударник Джои Бэйрон, контрабасист Грег Коэн, перкуссионист Сайро Баптиста, трубач Стивен Берстайн, скрипач Марк Фельдман и др.
Кстати, один из самых шумных и успешных проектов махрового, на тот момент, авангардиста Зорна "Electric Masada" автор имел счастье слышать в Москве, в 2004 году в Московском Доме Молодёжи. Это было грандиозно! Сам Зорн анонсировал этот проект так: "...одновременно мощь проекта Naked City с его рок-составляющей, еврейская чувственность «Masada» и импровизационная спонтанность «Кобры» (- это всё - зорновские проекты разных лет и настроений) – все вместе. Я буду много дирижировать, и музыканты никогда не знают, что произойдет в следующий момент. Это дико интересный проект". - Да, подтверждаю. Всё так и было: мощь рока, клезмер и удивительные, молниеносно-точные броски импровизационной мысли лидера.
Но вернёмся к "союзовским" полкам с дисками.
Сначала своим оформлением, а затем и музыкой глубоко заинтересовали альбомы от немецкого лейбла Winter & Winter. Купив некоторые из визуально понравившихся "винтеров", тщательно их прослушав, выделил несколько ранее мне неизвестных имён. В частности, очень интересного, остроумного, постоянно экспериментирующего на грани джаза и классики, пианиста Ури Кейна. Дальнейшее исследование его творчества показало, что первое впечатление оказалось верным. Малоинтересных записей у Кейна я так и не обнаружил. В конце концов к коллекции его дисков я присовокупил и впечатления от московского концерта этого джазмена.
Теперь самое время послушать что-нибудь из Кейна. Пусть это будет... I Loves You, Porgу, исполненная Ури Кейном в дуэте с трубачом Пауло Фресу.
К сожалению, сегодня в Москве нет уже ни "Пурпурного легиона", ни "Союзов", ни некоторых других "точек", с которыми связано столько тёплых воспоминаний. Сегодня о этих громких названиях напоминают лишь диски в коллекции да несколько дисконтных карт, которые я тоже храню. Как память, и как повод для новых рассказов.
Продолжение следует!
Сметал пыль с руин музыкального масс-маркета Лев Комов.