«Копирайтер – это тот, кто работает на бирже контента!»
Ну если так, то художник – это тот, кто рисует на асфальте. Музыкант – кто играет в переходе. А банкир – тот, кто помогает бабушке оплатить коммунальные услуги через банкомат.
Все мы с чего-то начинали. Но в какой-то момент банкиру пора отправляться от банкомата в ипотечный отдел, художнику – в картинную галерею, музыканту – в оперный театр.
А копирайтеру… а вот ему-то куда, кстати?
Расскажу, как это было у меня.
Этап 1. Биржи
Как и многие коллеги, в 2011-2012 годах начинал на биржах. В моём случае – Textsale и Copylancer. Впрочем, этих бирж десятки, практической разницы – никакой.
Плюсы бирж:
- Не требуется никакой квалификации и подготовки. Работа уровня «бери и тащи, да не разбей!»
- Минимальное время от получения заказа до зачисления денег. Заказы стоимостью по 5-10 рублей за килознак можно брать, не дожидаясь одобрения заказчика. Более дорогие тоже несложно получить, если подавать заявки на всё подряд.
Минусы бирж:
- Низкая оплата, которая не растёт со временем.
- Отсутствие уважительного отношения (а откуда оно, если нет квалификации?)
- Биржа всегда на стороне заказчика.
- Заказами на 1-2 темы трудно прокормиться. Приходится выключать разборчивость и писать «всё обо всём».
- Огромное количество технических требований (у всех разных!) ломает мозг.
- Заработал сто рублей – молодец. Однако пора искать новый заказ (ежедневный возврат в нулевую точку).
Задним числом могу похвалить себя за то, что я ушёл с бирж достаточно быстро (через 2-3 года). А с другой стороны, можно было уйти и быстрее – и это повод себя отругать.
Этап 2. Биржи без бирж
Это значит – ищем клиентов на бирже и «утаскиваем» их оттуда. Хоть это и запрещено, но все так делают. Дал ссылку на свой личный сайт – и клиент через минуту пишет тебе на почту.
Плюсы такого варианта:
- Намного больше свободы. «Дирекция концлагеря» уже не участвует в обсуждении моих текстов и не указывает, как их надо переписать. А то ведь заказчик порой всем доволен, а вот «дирекция» нет!
- Больше денег, так как не надо платить 20% бирже. И заказчик тоже рад.
- При желании можно повысить ставки.
- Комфортнее формат (тексты – на почту, деньги – на карту).
- Сотрудничество может длиться долго.
Минусы такого варианта:
- Заказчик может не заплатить. Выход – запрашивать оплату мелкими суммами.
- Источником клиентов по-прежнему является биржа.
Помнится, на этом этапе я завис ещё на пару лет. Но причина уважительная: год я работал с одним клиентом, год – с другим. Получать по 1000-3000 рублей в день мне на тот момент было комфортно, и к развитию я не стремился.
Как оказалось – зря. После ухода от тех заказчиков у меня наступил затяжной кризис: на биржи уже не хотелось, а навыка самостоятельно искать клиентов ещё не было.
Этап 3. Рекламные объявления
Это уже что-то более серьёзное. Размещаем информацию о себе везде, где только можно:
- Площадки бесплатных объявлений.
- Реклама в соцсетях (таргет и сообщества).
- Реклама в Яндекс.Директ.
Можно накидать ещё вариантов, но и этого с лихвой хватит, чтобы найти себе десяток (а больше не надо) клиентов в год.
Плюсы объявлений:
- Вы сразу озвучиваете все свои условия. Кого не устраивает – идут мимо. Кто пришёл – уже согласен.
- Можно (и нужно!) брать темы, которые вам близки.
- Вас уже считают специалистом. Всё чаще не указывают, а спрашивают, как нужно сделать.
Минусы объявлений:
- Много шлака. Пока найдёшь крупный проект, десяток раз позвонят с вопросом, делаю ли я рефераты, обрабатываю ли фото, могу ли написать текст объявления о продаже холодильника на Авито.
- Спамеры и мошенники. Пока я не разместил мой номер телефона в сети, мы и не подозревали о существовании друг друга.
- За рекламу надо платить. Пусть и немного (пара тысяч рублей в месяц). Но жаба душит. У неё работа такая.
Самое же главное, что мне перестало нравиться в таких объявлениях – это то, что одного проекта надолго не хватает. Написал все тексты на сайт – «спасибо, до свидания». Написал лендинг – «всё супер, до связи». Продающий текст – «очень помогли, если что, обратимся к вам».
Всем всё нравится, кроме меня: искать каждые 1-2 месяца новый проект, внезапно просыпаясь безработным – это не круто.
Этап 4. Вакансии
В наш век всеобщей удалёнки копирайтеру ничто не мешает устроиться в компанию. На белую зарплату или на зелёную, с полным рабочим днём или час через час, с оформлением в штат или по договору подряда – вообще не суть. Суть в том, что становишься частью команды и делаешь проект.
Плюсы:
- Это НАДОЛГО. Правда надолго. Как минимум полгода. А то и несколько лет.
- Оплата хорошая. Ведь я часть команды, и меня уже уважают.
- Писать надо мало. Безумный дятел, стучащий 24/7 – больше не мой герб. Всего пара текстов в неделю – но КАЧЕСТВЕННЫХ.
- Развиваешься. Работа в команде постоянно даёт новые навыки. Главный из них – я не только написал текст, но и вижу, что с ним происходит дальше, как он помогает нашей команде себя продвигать.
Минусы:
- Получить вакансию сложно. Надо доказать свой профессионализм.
- Придётся сделать много телодвижений (резюме, отклики, онлайн-собеседования, тестовые задания).
Но теперь я уже уверен: эти усилия будут многократно компенсированы тем, что я не стану ежедневно думать, где бы мне найти ещё 10 разных заказов по 200 рублей.
В последнее время я всё больше изолируюсь от случайных мелких проектов – например, удалил почти все рекламные объявления. Уход от всего случайного и мелкого в пользу тщательно продуманного и крупного – это и есть золотой путь роста копирайтера.