Найти в Дзене
Честный копирайтинг

От биржи контента до поиска вакансий – как копирайтеру стать серьёзным?

Оглавление

«Копирайтер – это тот, кто работает на бирже контента!»

Ну если так, то художник – это тот, кто рисует на асфальте. Музыкант – кто играет в переходе. А банкир – тот, кто помогает бабушке оплатить коммунальные услуги через банкомат.

Все мы с чего-то начинали. Но в какой-то момент банкиру пора отправляться от банкомата в ипотечный отдел, художнику – в картинную галерею, музыканту – в оперный театр.

А копирайтеру… а вот ему-то куда, кстати?

Расскажу, как это было у меня.

Этап 1. Биржи

Как и многие коллеги, в 2011-2012 годах начинал на биржах. В моём случае – Textsale и Copylancer. Впрочем, этих бирж десятки, практической разницы – никакой.

Плюсы бирж:

  • Не требуется никакой квалификации и подготовки. Работа уровня «бери и тащи, да не разбей!»
  • Минимальное время от получения заказа до зачисления денег. Заказы стоимостью по 5-10 рублей за килознак можно брать, не дожидаясь одобрения заказчика. Более дорогие тоже несложно получить, если подавать заявки на всё подряд.

Минусы бирж:

  • Низкая оплата, которая не растёт со временем.
  • Отсутствие уважительного отношения (а откуда оно, если нет квалификации?)
  • Биржа всегда на стороне заказчика.
  • Заказами на 1-2 темы трудно прокормиться. Приходится выключать разборчивость и писать «всё обо всём».
  • Огромное количество технических требований (у всех разных!) ломает мозг.
  • Заработал сто рублей – молодец. Однако пора искать новый заказ (ежедневный возврат в нулевую точку).

Задним числом могу похвалить себя за то, что я ушёл с бирж достаточно быстро (через 2-3 года). А с другой стороны, можно было уйти и быстрее – и это повод себя отругать.

Думать о повышении своего уровня и о том, чтобы вовремя пойти дальше – важное условие развития.
Думать о повышении своего уровня и о том, чтобы вовремя пойти дальше – важное условие развития.

Этап 2. Биржи без бирж

Это значит – ищем клиентов на бирже и «утаскиваем» их оттуда. Хоть это и запрещено, но все так делают. Дал ссылку на свой личный сайт – и клиент через минуту пишет тебе на почту.

Плюсы такого варианта:

  • Намного больше свободы. «Дирекция концлагеря» уже не участвует в обсуждении моих текстов и не указывает, как их надо переписать. А то ведь заказчик порой всем доволен, а вот «дирекция» нет!
  • Больше денег, так как не надо платить 20% бирже. И заказчик тоже рад.
  • При желании можно повысить ставки.
  • Комфортнее формат (тексты – на почту, деньги – на карту).
  • Сотрудничество может длиться долго.

Минусы такого варианта:

  • Заказчик может не заплатить. Выход – запрашивать оплату мелкими суммами.
  • Источником клиентов по-прежнему является биржа.

Помнится, на этом этапе я завис ещё на пару лет. Но причина уважительная: год я работал с одним клиентом, год – с другим. Получать по 1000-3000 рублей в день мне на тот момент было комфортно, и к развитию я не стремился.

Как оказалось – зря. После ухода от тех заказчиков у меня наступил затяжной кризис: на биржи уже не хотелось, а навыка самостоятельно искать клиентов ещё не было.

Этап 3. Рекламные объявления

Это уже что-то более серьёзное. Размещаем информацию о себе везде, где только можно:

  1. Площадки бесплатных объявлений.
  2. Реклама в соцсетях (таргет и сообщества).
  3. Реклама в Яндекс.Директ.
Рассказывать о себе – это куда более сильная позиция, чем ловить заказы по низким ставкам.
Рассказывать о себе – это куда более сильная позиция, чем ловить заказы по низким ставкам.

Можно накидать ещё вариантов, но и этого с лихвой хватит, чтобы найти себе десяток (а больше не надо) клиентов в год.

Плюсы объявлений:

  • Вы сразу озвучиваете все свои условия. Кого не устраивает – идут мимо. Кто пришёл – уже согласен.
  • Можно (и нужно!) брать темы, которые вам близки.
  • Вас уже считают специалистом. Всё чаще не указывают, а спрашивают, как нужно сделать.

Минусы объявлений:

  • Много шлака. Пока найдёшь крупный проект, десяток раз позвонят с вопросом, делаю ли я рефераты, обрабатываю ли фото, могу ли написать текст объявления о продаже холодильника на Авито.
  • Спамеры и мошенники. Пока я не разместил мой номер телефона в сети, мы и не подозревали о существовании друг друга.
  • За рекламу надо платить. Пусть и немного (пара тысяч рублей в месяц). Но жаба душит. У неё работа такая.

Самое же главное, что мне перестало нравиться в таких объявлениях – это то, что одного проекта надолго не хватает. Написал все тексты на сайт – «спасибо, до свидания». Написал лендинг ­– «всё супер, до связи». Продающий текст – «очень помогли, если что, обратимся к вам».

Всем всё нравится, кроме меня: искать каждые 1-2 месяца новый проект, внезапно просыпаясь безработным – это не круто.

На всём своём профессиональном пути копирайтер должен думать, каких навыков ему не хватает, чтобы подняться ещё выше.
На всём своём профессиональном пути копирайтер должен думать, каких навыков ему не хватает, чтобы подняться ещё выше.

Этап 4. Вакансии

В наш век всеобщей удалёнки копирайтеру ничто не мешает устроиться в компанию. На белую зарплату или на зелёную, с полным рабочим днём или час через час, с оформлением в штат или по договору подряда – вообще не суть. Суть в том, что становишься частью команды и делаешь проект.

Плюсы:

  • Это НАДОЛГО. Правда надолго. Как минимум полгода. А то и несколько лет.
  • Оплата хорошая. Ведь я часть команды, и меня уже уважают.
  • Писать надо мало. Безумный дятел, стучащий 24/7 – больше не мой герб. Всего пара текстов в неделю – но КАЧЕСТВЕННЫХ.
  • Развиваешься. Работа в команде постоянно даёт новые навыки. Главный из них – я не только написал текст, но и вижу, что с ним происходит дальше, как он помогает нашей команде себя продвигать.

Минусы:

  • Получить вакансию сложно. Надо доказать свой профессионализм.
  • Придётся сделать много телодвижений (резюме, отклики, онлайн-собеседования, тестовые задания).

Но теперь я уже уверен: эти усилия будут многократно компенсированы тем, что я не стану ежедневно думать, где бы мне найти ещё 10 разных заказов по 200 рублей.

Пройти собеседование и получить постоянное участие в проекте довольно сложно. Но это того стоит.
Пройти собеседование и получить постоянное участие в проекте довольно сложно. Но это того стоит.

В последнее время я всё больше изолируюсь от случайных мелких проектов – например, удалил почти все рекламные объявления. Уход от всего случайного и мелкого в пользу тщательно продуманного и крупного – это и есть золотой путь роста копирайтера.