Найти тему
Жизнь с Музыкой

Любимая группа Yes. Часть 6/6. Весна.

Любимая группа Yes. Часть 1/6. Дух.
Любимая группа Yes. Часть 2/6. Полет и Буря.
Любимая группа Yes. Часть 3/6. Сказка.
Любимая группа Yes. Часть 4/6. Созерцание и Солнце.
Любимая группа Yes. Часть 5/6. Семья Yes.

В последний день своего рассказа о моей любимой группе я хотел был сначала продолжить вчерашнюю мысль о семье Yes и еще немного рассказать об “этих людях, и всех, кто помечен знаком Yes”.

Видите ли, вся история Yes, берущая начало с 1967 года – это история удивительного переплетения судеб, сочетания несочетаемого, и очень нестандартных действий. Ведь прогрессив-рок был мейнстримом очень короткое время – с 1970 по 1977 год. Да, его влияние было таким мощным, что оно породило еще несколько волн возникновения прог-групп, а группы первой волны слушаю и почитают до сих пор. Но на тот момент получилось так, что по пришествии панка и эпохи MTV все группы старой школы были сметены или трансформировались во что-то совершенно другое. Так произошло с King Crimson, Led Zeppelin, Gentle Giant, Genesis, E.L.P., Supertramp, Moody Blues, Van der Graaf Generator и даже c моими любимыми Camel.

Так вот Yes – единственная группа первой волны прогрессива, которая дошла до наших дней, сохранив свой основной стержень. В ней менялись составы, ушедшие члены образовывали свои группы и эти группы успевали стать легендами, но Yes, как общий дом, периодически собирал их всех вместе. Мой сегодняшний рассказ о людях будет кратким – вот я смотрю на фотографии составов Yes разных лет и вижу фантастически одаренных и одухотворенных людей, которые изменили мою жизнь, и их биографии для меня что-то вроде сборника любимых сказок из детства - хочешь не хочешь, а они откладываются в голове. Поэтому я даже специально не буду никуда подглядывать, буду писать только по памяти.

Уайт-Хау-Хорн-Сквайр-Даунс-Давид
Уайт-Хау-Хорн-Сквайр-Даунс-Давид

Итак, на этой фотке 2011 года крайний слева – ударник Алан Уайт. Входит в “золотой состав Yes”. Пришел в группу в 1972 году, заменив Билла Бруфорда, который в свою очередь ушел из Yes в King Crimson (перешел на темную сторону Силы, так сказать). До этого Алан работал у Джона Леннона – а вы можете себе представить, какая разница между ударником типа Ринго (не в упрек Ринго - он феноменальный ударник, просто другого формата) и ударником прогрессивной группы. Тем не менее, Алан принял вызов и с тех пор неизменно барабанит в Yes. Его не считают феноменальным виртуозом, как Карла Палмера из E.L.P., Нила Пирта из Rush, или Джона Бонэма из Led Zeppelin (не представляю, чтобы Алан на концертах выдавал 8-минутные сольные перфомансы, как эти трое), но Алан в Yes звучит очень уместно.

Второй слева – Стив Хау. Мастер гитар и мой любимый гитарист. Входит в “золотой состав Yes”. Пришел в Yes в 1970 году. Периодически и надолго уходил из группы и возвращался. Практически все 80-е годы его не было в Yes – вместо него был Тревор Рабин, и это настолько повлияло на звук группы, что тот период так и называют "Рабиновским". Сам Стив был у истоков и до недавнего времени оставался гитаристом супергруппы Asia, где также играли вышеупомянутый Карл Палмер (Atomic Rooster, E.L.P.), Джон Уэттон из King Crimson и Джеффри Даунс. 19 марта 2009 года группа Asia в этом составе приехала в Москву, где я имел счастье видеть Стива вживую. Хоть Asia - не та группа, где такие гении, как Стив, могли бы раскрыться, но участие в Asia все же было для него одновременно и отдыхом, и держало в тонусе перед очередным шедевром Yes.

В середине – Тревор Хорн. В 1980 году вместе с Джеффри Даунсом в составе мальчуковой поп-группы Buggles они выстрелили песней “Video Killed The Radio Star”, клип на которую стал первым клипом MTV. Незадолго до этого из Yes ушел вокалист Джон Андерсон, которого, казалось, заменить было невозможно, и Yes временно не существовал. Самое нелепое, что можно было придумать в этой ситуации – это позвать на замену Джону такого, как Тревор Хорн. Но это произошло, и Тревор пел на очень странном альбоме Yes “Drama” 1980 года. К 1982 году Джон одумался и вернулся, а Тревор стал продюсером Yes, и именно его силами Yes выжили в лихие дискотечные 80-е. С тех пор много чего изменилось, но Хорн никогда не терял связи с Yes, и именно он стал продюсером предпоследнего альбома Yes “Fly From Here”, поскольку за основу для этого альбома был взят материал Хорна, который тогда, 30 лет назад, не попал в “Drama” – многочастную сюиту под одноименным названием “Fly From Here”. Последнее, чем отличился Хорн в Yes - это перезаписью этого альбома в 2018 году со своим вокалом. Мне не понравилось это издание, но кто ж ему запретит?)

Далее – басист Крис Сквайр. Основатель группы Yes в 1967 году, и единственный человек, который с тех пор и до своей смерти в 2015 году никогда не покидал группу. Феноменальный басист, часто пел вторым голосом на записях и концертах.

Второй справа – собственно Джефри Даунс, клавишник. Поучаствовал где только можно – и в Buggles, и группу Asia по сути он основал, и в Yes образца 1980 года пришел вместе с Хорном, и последние 10 лет снова играет в Yes.

Наличие таких ярких связующих элементов и приводит к ощущению семьи Yes. Я просто приведу в пример тот самый концерт Asia в 2009 году – там звучали не только песни Asia, но и вещи Yes (благодаря Стиву Хау), King Crimson (благодаря Джону Уэттону), E.L.P. (благодаря Карлу Палмеру), и та самая “Video Killed The Radio Star” (благодаря Даунсу) - после кримсонов это было как холодный душ, но как это было клево!!).

“Video Killed The Radio Star” на концерте Asia (2009)
“Video Killed The Radio Star” на концерте Asia (2009)

Это был праздник музыкального объединения, праздник группы, каждый из членов которой по отдельности был самостоятельной легендой (на то она и супергруппа). Это не говоря уже о том, что Даунс и Уэттон ненадолго создали свою микрогруппу Icon, на концерте которой в Москве я тоже был (это был год 2005), где я тогда впервые услышал вживую хиты Asia!

Ну и крайний справа – Бенуа Давид, которого ненадолго наняли в качестве главного вокалиста. Он участвовал в турах группы с 2008 по 2012 год и дальнейшая судьба его мне неизвестна. Но не упомянуть его невозможно. Сейчас в Yes поет солист известной прогрессив-группы Glass Hammer Джон Дэвисон.

Говоря о “золотом составе” Yes, необходимо упомянуть еще одно имя – клавишника Рика Уэйкмана. Несмотря на то, что он участвовал в наиболее значимых альбомах Yes в 70-е годы, он все же больше отсутствовал в группе, чем присутствовал, и он единственный, кто добился в сольной карьере большего успеха, чем с Yes, и его имя говорит само за себя.

Андерсон-Рабин-Уэйкман
Андерсон-Рабин-Уэйкман

Состарившись, он ненадолго делегировал в Yes вместо себя играть на клавишах своего сына Оливера. Рик также приезжал в Москву – я помню, что это было 31 июля (в мой ДР), кажется 2003 года, но я не смог попасть на его концерт, т.к. вынужден был уехать на Камчатку.

Кто еще? Из "золотого состава" - безусловно Джон Андерсон. Личность настолько феноменальная, что я хотел бы о нем написать отдельный цикл статей. Из вторых составов, безусловно, нужно вспомнить еще двух важных клавишников группы - Тони Кея (тянувшего группу вместе с Рабином в непростые 80-е) и Патрика Мораца (прославившегося преимущественно как участника Moody Blues, но ответственного, между прочим, за часть сумасшедшего альбома Relayer 1974 года и честно отпахавшего масштабный тур группы, последовавший за этим альбомом), Билли Шервуда (сменившего роль гитариста на басиста, заменив ушедшего из жизни Криса Сквайра) и первого гитариста группы Питера Бэнкса.

Ну что ж, а сейчас я поставлю композицию Yes, которая, вероятно, является их наивысшей точкой, и которой я хотел бы завершить эту удивительную неделю с вами.

Yes - Close To The Edge (Close To The Edge, 1972)

Вы можете описать словами, что такое весна? Рассказать о ее масштабной, священной войне с зимой? А описать, то такое восторг от первого теплого солнечного дня? Вот и Yes описать не получается. Можно только передать ощущения, не столько словами, сколько блеском глаз, разведением рук, одухотворенным мычанием от нехватки эпитетов и сдавленным шепотом – “послушай… а потом выйди из дома и посмотри вокруг, другими глазами, в мире столько всего…”

“Close to the Edge” – это очень земная музыка, это гимн всей нашей лазурно-зелёной планете и всему прекрасному, что на ней происходит. В отличие от “Tales..”, эта музыка вполне понятна. Ее красота отнюдь не требует усиленного постижения – она абсолютна и универсальна. Несмотря на структурную и техническую сложность, эту величественную симфонию для Андерсона с оркестром можно считать вполне доступной для понимания и даже развлекательной.

“Close to the Edge” – это разгар беспощадно кипящей схватки зимы и весны, тьмы и света. Под яростным напором вступительных позывных вперемежку с птичьим гвалтом вас подхватит вверх, и вы с захватывающей дух радостью и восторгом увидите леса, просторы и реки, постепенно просыпающиеся, утверждающиеся жизнью, светом и красками.

-4

Нетерпеливое предвестье пробуждения и восторг жизни предстанет перед вами и в микро-варианте – лирическая средняя часть этой эпической пьесы внезапно оставляет вас в задумчивости наедине с маленьким подснежником, пробивающем себе путь сквозь снег вверх, к солнцу. Его бой кажется несущественным с высоты птичьего полета, но в своем масштабе он не менее драматичен.

-5

И снова - "I get up!", в полет, растворяющий границы, расширяющий вашу сущность, чтобы вы могли наиболее полно принять участие в этом величественном, драматичном, экстатическом и по-детски наивном празднике света и жизни…

-6

……….........

Yes – это вечная, искренняя, непоколебимая душевная весна.
Это музыка убедительного, осознанного жизнеутверждения.
Спасибо всем, кто разделил со мной эти дни, и до новых встреч на моем канале!