Найти тему

Можно ли обезопасить компанию от утечки данных?

Оглавление

Любая бизнес-деятельность сопряжена с коммерческой информацией, распространение которой может нанести непоправимый ущерб компании. Снизить риски утечки данных можно, если внедрить на практике систему защиты ценных данных.

Тот, кто владеет информацией, тот управляет миром. Поэтому так важно при ведении бизнеса соблюдать конфиденциальность, которая выражается в таком понятии, как коммерческая тайна. Именно от нее зависит, насколько успешной и прибыльной будет предпринимательская деятельность.

Коммерческая тайна: что это?

Официальное понятие коммерческой тайны дано в ст. 3 ФЗ №98-ФЗ. Если говорить более понятным и простым языком, то под коммерческой тайной понимается секретная информация, которая имеет большую торговую ценность для предприятия и находится под охраной с целью предотвращения доступа третьих лиц к базе данных.

Что можно отнести к коммерческой тайне — определяет руководитель компании. Это право закреплено статьей 4 указанного нормативно-правового акта. Но если обобщить сведения, то можно выделить блоки информации, которую смело причисляют к конфиденциальной:

  1. Сведения о производстве. В эту категорию вносят документы, в которых прописаны особенности производственного процесса, используемого оборудования, состав сырья, технологические карты и пр.
  2. Рыночная стратегия. Она разрабатывается с целью успешного продвижения компании на рынке, поэтому в данный блок относятся сведения о маркетинге, информация о сбыте продукции, применяемых компанией методах продаж, анализ конкурентов.
  3. Технические характеристики. Оборудование может стать весомым преимуществом на производстве, поэтому к коммерческой тайне зачастую относят информацию, которая касается рабочих параметров станков, аппаратов, механизмов, конструкций, линий.
  4. Организационные данные, которые отражают сведения об управляющем звене фирмы, внутреннем разделении на отделы, а также принципах документооборота.
  5. Информация о партнерах по бизнесу, целевой аудитории, действующих клиентах, инвесторах, поставщиках, контрагентах.
  6. Экономическая сводка. Размер прибыли, объем расходов и доходов, а также иные важные финансовые показатели.
  7. Ценовая стратегия. В данном случае речь идет о том, как формируются цены на продукцию, какова реальная себестоимость производства, возможные скидки.
  8. Научная информация. Если производство сопряжено с клиническими исследованиями, научными открытиями, инновационными решениями, товарными знаками, внедрение программных разработок, то это может носить характер коммерческой тайны.
  9. Данные, затрагивающие безопасность производства: как организуется охранная система, какой истинное состояние системы безопасности и пр.
-2

Ключевые способы защиты коммерческой информации

Очень важно, чтобы конфиденциальным данным была обеспечена своевременная защита. Только в этом случае можно избежать утечки данных, которые могут нанести репутационный и экономический вред любой компании.

  • Любая фирма должна иметь свой собственный список мер, которые предотвратят рассекречивание ценной информации.
  • Принятые требования к распространению информации должны быть закреплены в официальном «Положении».
  • Список лиц, которые имеют доступ к коммерческой тайне, должен быть строго ограничен.
  • Любой трудовой договор должен содержать в себе пункт, в котором прописана ответственность лица за распространение сведений, находящихся под грифом «секретно».
  • В компании должны быть назначены сотрудники, трудовые обязанности которых направлены на сохранение информации, включенной в категорию «коммерческая тайна».
  • По возможности с персоналом организации следует подписать договор NDA, в котором по пунктам будут прописаны санкции за разглашение ценных сведений.
  • Секретные документы, которые содержат конфиденциальные данные, должны иметь соответствующую маркировку.
-3

Ответственность за разглашение коммерческой тайны

Санкции, которые применяются в отношении лица, нарушившего тайну, закреплены в ст. 14 ФЗ №98-ФЗ. Согласно этому НПА, выделяют следующие виды ответственности:

  • Уголовная ответственность. За распространение данных, полученных в том числе незаконным путем, может быть наложен штраф до 1 миллиона рублей. Если будет доказан предварительный сговор, то самая серьезная санкция – принудительные работы и арест на срок до 7 лет.
  • Дисциплинарная ответственность применяется к действующим сотрудникам компании в виде вынесения предупреждения или выговора. Также руководство может принять решение об увольнении работника.
  • Гражданско-правовая ответственность применяется в отношении сотрудников компании, партнеров и контрагентов, которые распространили секретную информацию. Выражается в виде покрытия убытков, которые понес бизнес из-за распространения коммерческой тайны.
  • Административная ответственность. Распространяется на физические, должностные и юридические лица, на которых накладывается штраф в размере от 5 до 200 тысяч рублей в зависимости от статуса виновника.

Российские законы устанавливают серьезную ответственность за разглашение коммерческой тайны. Главное, правильно составить внутренние документы, регламентирующие секретность. Только в этом случае можно будет найти виновное лицо и привлечь к ответственности.