Если при жизни слава и всенародная любовь порой калечат людей до неузнаваемости, то после их ухода приблизительно тоже самое может случиться с их биографией. Казалось бы уж на что Гауди стал иконой для всех и каждого. А копни чуть глубже и обнаружится не только сложный путь к признанию, но и давно забытые работы.
Говорят, последние 16 лет своей жизни он почти безвылазно жил в крипте церкви, той самой Саграды Фамилии. Хотел контролировать каждую мелочь строительного процесса. А потом вышел на улицу и погруженный в свои мысли попал под трамвай. Но беда даже не столько в скоропостижной смерти, сколько в том, что вскоре после этого о человеке просто забыли. Текущие проекты были приостановлены, завершенные стали ветшать, а во время гражданской войны даже разорили его мастерскую с чертежами, которые стали бы хорошим подспорьем современным архитекторам, продолжающим дело его жизни. В общем образовалась целая полоса забвения.
Прервать её удалось только в 1950-е годы молодым художникам-авангардистам. Сальвадор Дали одним из первых вернул в культурный обиход имя и фамилию Антонио Гауди. Естественно, что далеко не все из построенного им и не сразу стало известно широкой публике. Одну такую работу совсем недавно нашли недалеко от Пиренейских гор.
Строительство Xallet del Catillaras или Шале Катилльярас завершилось в 1902 году. Это был заказ Эусеби Гуэля, богатого испанского промышленника и главного покровителя Гауди. Здание предназначалось для инженерного персонала угольной шахты и цементного завода.
Наряду с удаленностью от центров цивилизации многих исследователей наверняка сбило с толку отсутствие характерных для Гауди атрибутов стиля - декора, ярких красочных панелей, причудливых конструкций... Всё выполнено со спартанской сдержанностью.
В результате даже в каталогах работ мастера дом появился далеко не сразу. Только к 1945 году относится первое упоминание о нём. В интервью архитектурному журналу Доменек Суграньес Гра, трудившийся вместе с Гауди над проектом Саграда Фамилии, прямо утверждает, что его бывший напарник строил Шале Катильярас. Немного позднее авторство было подтверждено и другими источниками.
Сооружение находится недалеко от городка Ла Побла-де-Лилет на подступах к Пиренеям и представляет собой во многом типичное для этой климатической зоны решение. Большая двускатная крыша образует стены фасадов с большими окнами. Для того, чтобы не задерживался снег - лучше не придумаешь. Из камня выложены фронтоны и, пожалуй, самая необычная часть проекта - входная лестница. В ней уже просматривается великий эксцентрик и гений Гауди. К сожалению, она не сохранилась после очередной перестройки здания, всего их было три.
В течение нескольких десятилетий Шале использовалось компанией Гуэля в качестве жилья для своих работников, пока в 1932 году не было продано муниципалитету. Оно даже успело послужить административным зданием. Но потом было заброшено. Гражданская война довела его деградацию до крайней стадии.
Перестройка 1971 года позволила вернуть дом к жизни. В нем разместился лагерь. Правда, ради этого деревянную крышу перекрыли черепицей, каменную лестницу заменили металлической, а вместо обрушившихся стен возвели новые, бетонные. Но и это было не надолго.
Только в начале 2000-х Служба архитектурного наследия начала восстановление оригинального фасада Шале. В 2016 году вновь появилась каменная лестница. Сегодня все желающие могут осмотреть здание снаружи, но внутри реставрация по-прежнему не закончена.
Что интересно, после завершения Шале Гауди не стал спешить обратно в Барселону, а остался на какое время в этих местах. У него завязалась довольно тесная дружба с местным бизнесменом Хуаном Артигас-и-Алартом. Тот охотно принимал архитектора в своём доме. И он в благодарность решил сделать ему небольшой подарок. Гауди спроектировал и построил великолепный садовый комплекс Artigas Gardens. В этом саду были пещеры, мосты, водопады и даже смотровая площадка. Но, как и Шале Катильярас, это место пришло в упадок. Возродился сад только после масштабной реконструкции в 2000-х годах. Теперь в этой части Каталонии есть свой Гауди сразу в двух экземплярах. Для местных жителей это еще один повод гордиться родным краем. А для туристов - хорошая возможность разнообразить путешествие в горы архитектурными открытиями.