До сего времени те, кто придерживается позиции официальной российской науки о древностях, полагают, что у славян до миссии "солуньских братьев" не было письменности. Так отрицается вполне очевидное. Руническая письменность, разумеется, у славян, как и у наших соседей — германцев , финноугров, тюрок — была с очень давних пор.
Не только с раннего Средневековья. Тогда у нас уже существовала развитая литература, писанная руническими письменами, имеющая многие жанры и т.д. (представленная, к примеру, памятниками из библиотеки Анны Ярославны, — та же "Велесова книга", "Боянов гимн", "Белая Крыница" и т.п.)...
Но здесь я обращаю внимание, что рунические славянские письмена мы находим не только в манускриптах, но также на многих артефактах, археологических памятниках, древних статуях и т.п. И не замечать этого — очень странно.
Самые древние из пра-славянских рунических письмён — это так называемые винчанские письмена, относимые к эпохе, отстоящей от нас на 8 (!!!) тысячелетий. Они древнее шумерских... И это вовсе не т.н. альтернативная история, а вполне академическая (правда не в России, а у наших южных соседей).
Известно, что так, на Балканах и в Трансильвании, ещё в VI тысячелетии до н.э. сложилась великая земледельческая цивилизация, имевшая развитые городские поселения, храмы и письменность, сходную с шумерской (знаки на черепках близ селений Винча, Тэртерии).
По данным археологии, в IV–V тысячелетиях до н.э. в Дунайских областях уже умели выплавлять металлы, а в т.н. Триполье появились укреплённые посёлки из одно-двухэтажных домов с населением до 10 тысяч человек.
Возможность того, что винчанцы могли быть праславянами, а их письменность также была самой ранней славянской, давно уже обсуждается многими учёными (и началось сие задолго до того, как эта тема стала одиозной и политизированной на Украине).
Итогом работ югославских учёных была книга профессора Белградского и Миланского университетов Радивоя Пешича о винчанском письме» (Vin`Bansko pismo i drugi gramotolo... Beograd, 1995). В ней он убедительно показал родство винчанского, этрусского и славянского рунического письмён, а также букв "Велесовой книги".
Были ранее и попытки «читать» короткие рунические надписи, но
все они были неудачны, ибо предпринимались разного рода личностями далёкими и от подлинной науки, и здравого смысла, но раскрученными нашими СМИ...
Однако попробовать истолковать символические вязи той эпохи всё же есть смысл, в том числе и древние, ибо они более всего близки к изначальным рунам, имеющим очевидную астрологическую символику.
Так, тэртерийскую надпись, нанесённую на амулет, разделённый на четыре сектора, можно попытаться понять так...
Верхняя левая часть, скорее всего, читается как знак Близнецов ♊ и знак соседнего созвездия Тельца ♉. Заметим, в славянских рунах, к коим ближе всего данное написание, это также и буквы, означающие звуки.
Сразу обращает на себя внимание и то, что в ту эпоху (восемь тысяч лет назад, т.е. в эпоху Тельца) точка летнего солнцестояния была на границе сих созвездий и то, что общая форма амулета и крест в нём — суть символы Солнцебога.
Внизу знаки, напоминающие сильно искаженные (или изначальные?) планетарные знаки Юпитера ♃ и Сатурна ♄, Меркурия ☿... Соответственно, вверху слева мы видим знак весеннего равноденствия, который я рискнул бы прочесть в таком контексте как («равнод», см. по бояновым рунам). Т.о. четыре сектора означают два равноденствия и два солнцестояния... И в целом, это гороскоп, также это календарный амулет, представлявший Сваргу...
* * *
Когда же на смену сим винчанцам, трипольцам и прочим пришли киммерийцы, венеды и скифы, во II тысячелетии до н.э., они также имели письмена, — полагаю, происходящие от винчанских. Таковые письмена можно обнаружить в Альпах и на Карпатах, где их относят к венетским и этрусским письменам (пытался их прочитать словенский дешифровшик М. Бор).
Несколько полустёртых знаков скифского письма можно найти на разрушенных изваяниях святилища Байт, что южнее Каспия, находились также и краткие надписи на камнях в Северном Причерноморье, в Подунавье. И по ним можно судить, что и тогда письмён было несколько. Древние авторы ясно говорят о том, что скифы имели письмо или, по крайней мере, пользовались письменами, распространёнными в иранских или греческих землях.
Существовала уже и в те годы литература. Так, античные авторы вспоминают скифского (возможно, и праславянского) жреца Дореса, служившего в храме Сварога (Гефеста) где-то в середине II тыс. до н.э., который сложил поэму о Троянской войне за пять столетий до Гомера (VIII в. до н.э.), обработавшего его песни и продолжившего традицию. Поэмы Дореса в славяно-скифских землях были более популярны, чем поэмы самого Гомера, и после. И возможно, что часть сих песен сохранили болгары-помаки (в "Веде славян"), имеющие песни о Троянской войне, не восходящие к Гомеру.
Письмена скифов во времена античные никого не удивляли. Так, согласно Геродоту, царь скифов Иданфирс посылал письма персидскому царю Дарию. Писал на нескольких языках и скиф Анахарсис, один из семи мудрецов древности. И таких свидетельств, и даже переводов на греческий со скифского языка, известно немало.
Существует также группа письмён, некоторые из коих мы также вправе полагать принадлежащими к праславянским либо скифским руническим письменам. Сии письмена обнаружены на камнях и предметах из раскопок в степях от Семиречья до Поволжья и Придонья (то есть в землях древней Русколании, в бассейне священной реки Ра).
Таких отрывочных надписей довольно много, но чаще они состоят всего из нескольких знаков и потому не читаются....
Продолжение следует...
* * *
Заказать книги Александра Асова можно через интернет в Читай-городе (смотри здесь по ссылке) . Отдельно там же Велесову книгу и Веды Руси .
* * *