Для большинства из нас слово «хунну» ассоциируется с кочевниками-«гунну», набеги которых наводили ужас на Древний Рим. Хунну действительно имеют «генетическое родство» с гуннами; об этом легендарном, давно исчезнувшем народе, создателе первой в мире кочевой империи, известно в основном из старинных хроник его великого соседа – китайской империи Хань. Источником важной информации по истории и культуре не только хунну, но и всех древних цивилизаций Центральной Азии, Китая и Ближнего Востока стали курганы в горах Ноин-Ула на севере Монголии, где около 2 тыс. лет назад были погребены знатные представители этого кочевого народа.
В 2012 г. при раскопках 22-го ноин-улинского кургана, ограбленного еще в древности, российско-монгольская археологическая экспедиция обнаружила большое количество оригинальных предметов, в том числе уникальных текстильных изделий. От всего украшенного с варварской пышностью костюма степного вождя полностью сохранились лишь ноговицы – несшитые вместе штанины, которые крепились к поясу. Широкие, из пурпурной расшитой шелком шерстяной ткани и с пришитыми к ним войлочными сапожками надевались, очевидно, поверх обычных шаровар и служили древнему «моднику» нарядным атрибутом. Краска, которой была окрашена ткань, форма полотняного плетения, качество швов и вышивки, форма лекал свидетельствуют, что в этом текстильном изделии отражены «модные» и технологические веяния трех различных культур того времени
Ноговицы стали частью уникальных находок, сделанных в 2012 г. при раскопках экспедицией новосибирских и монгольских ученых под руководством известного археолога Н.В. Полосьмак (ИАЭТ СО РАН) одного из захоронений представителей высшей знати хунну – древнего народа кочевников, создателя первой в мире кочевой империи и опасного соседа могущественной китайской империи Хань.
Тот, для кого были сшиты эти шерстяные ноговицы, успел изрядно поносить их, прежде чем отправился в мир иной. Об этом свидетельствует и заношенная подошва обуви, пришитой к «штанинам», и заворсившаяся ткань самих ноговиц, ставшая похожей на тонкое сукно. Так как курган был ограблен еще в древности, их, очевидно, просто стащили с тела погребенного и бросили рядом, где они и были обнаружены археологами в мокрой озерной глине, затянувшей пол погребальной камеры за прошедшие 2 тыс. лет.
Благодаря кропотливой работе реставраторов удалось полностью восстановить внешний вид изделия. Широкие, сделанные из пурпурной, расшитой шелком ткани, с пришитыми к ним войлочными сапожками, составлявшими со «штанинами» единое целое, ноговицы одевались, очевидно, поверх обычных шаровар и служили скорее нарядным атрибутом, чем защитой от грязи и холода. Краска, которой была окрашена ткань ноговиц, вид полотняного плетения, качество швов и вышивки, форма лекал свидетельствуют, что в этом текстильном изделии отразились «модные» и технологические веяния трех разных культур того времени.
В кургане были обнаружены также остатки прекрасной китайской шелковой одежды, декорированной «букетиками» ярких перьев зимородка, собольей шубы, а также бусин и подвесок из полудрагоценных камней. Находки большого числа мелких золотых бляшек с отверстиями говорит о том, что костюм погребенного был, согласно степной традиции, густо расшит золотом. С этой поистине «варварской» пышностью контрастирует статусный китайский головной убор, служивший признаком «цивилизованности» и совершенно бесполезный в Степи. Благодаря всем этим находкам мы сегодня можем впервые, пусть и не в полной мере, представить себе, как выглядело «модное» облачение знатного кочевника того времени, в котором привычный для всадника комплект штанов эклектично сочетался с китайскими халатами и головными уборами, которые попадали к хунну в качестве ханьских даров.
Что касается самих ноговиц, то исследователи костюма ставят их в начало «эволюционного ряда» штанов, поскольку следы бытования этих изделий обнаруживаются в самых разных культурах и регионах, а в древности они были наиболее популярны среди персов и скифов. Благодаря великолепной сохранности ноговиц из хуннского кургана сегодня любой желающий с помощью детальной выкройки-развертки может изготовить точную копию древнего изделия, а его необычные формы и изысканные орнаменты могут стать источником вдохновения для современного кутюрье.
Подробнее о костюме степного вождя, и о том, что он "рассказал" археологам о культуре и традициях хунну, читайте в статье археолога, чл.-кор. РАН Н.В. Полосьмак