...и как написать его качественно?
Сегодня немного о ретеллинге как о литературном жанре. Где лежит тонкая грань между ним и плагиатом, почему он имеет право существовать и как на это смотрит авторское право?
🗨Ретеллинг — старая история, рассказанная на новый лад и переросшая в самостоятельный текст. События сказки, легенды, классического романа или мифа (реже исторические) здесь разворачиваются в другом сеттинге с новыми деталями и/или даны с точки зрения другого (не главного) персонажа🗨 Источник: GoodReads, дополнено мной. Ну, сильно дополнено. Я позволила себе это, так как в целом, в русской теории литературы термин пока не закреплен. А пора бы.
В определении-основе упоминалось лишь два сюжетных исходника: сказки и мифология. Правда: им везет больше всего. Даже в школьной программе мы обнаружим немало сюжетов, "переехавших" из древности и средневековья и изменивших форму, но не содержание. Конечно, ни "Макбета" Шекспира, ни "Иуду Искариота" Андреева (да-да, здесь должна быть ТА цитата из "Догмы" Смита), ни "Аленький цветочек" Аксакова ретеллингами не зовут. Но это они. И это немалая часть мирового литературного наследия.
Почему авторы это делали?
Сложно сказать это, не держа свечку, но мне ответ кажется вполне прозрачным: им хотелось нырнуть в истоки мира. Переосмыслить исторические уроки. И (это самое важное и именно это отличает ретеллинг от плагиата) хотелось заполнить белые пятна, которые неизбежны в неоднозначных, да еще пропущенных через вековые песочные часы сюжетах. Конечно, есть и такие авторы, которые просто берут два-три ярких сказочных/мифологических образа и один-два хода, а потом переносят все это на совершенно другую почву, заменяя все прежние сюжетные механизмы и системы связей новыми, своими собственными. Я ни в коей мере не говорю, что это плохо, но к таким авторам у меня всегда возникает вопрос: а почему тогда не создать полностью самостоятельную историю? Так ли, например, вам нужна Золушка, если у нее не сестры-завстницы, а братья, которые ее насилуют? На этом фоне уже сложно поверить, что ей захочется на бал, что она доверится принцу, что в конце вообще случится что-то хорошее благодаря волшебству, а не психотерапии. Почему не создать независимую историю о домашнем абьюзе в контексте средневекового фэнтези? Такие истории — с переиначенными акцентами, слишком сильно актуализиованные и потерявшие атмосферу оригинала, — я оставлю вне этой статьи, потому что серьезно, у меня не получается воспринимать их как ретеллинги. НО. Это не отменяет варианта, что они написаны чудесно и покоряют ваше сердце. сюжет выше (который я только что выдумала) я бы даже почитала.
Я не раз писала: абсолютно в каждом из нас живет исследователь. Исследователь, живущий в писателе, — зверь очень интересный. Так старые сюжеты и обретают новые линии, перевернутые парадигмы взаимоотношений, дополнительных персонажей, фантдопущения или наоборот логическую базу. И главное здесь — органичность. Мистификация, которая "а чего, так разве не было?". И вот мы уже уверены, что у Пилата были симпатичный пес и белый плащ с кровавым подбоем, а вот жена куда-то делась. А малая девка Марья — ничто без трех Иванов. А Сальери... ну, с этим ретеллингом Александра Сергеевича музыкальному и историческому сообществу теперь приходится воевать. Наверное, главное, что может испортить самую хорошую задумку, — вкрапление в нее доли клеветы.
Последнее выводит нас на этику. И не только. Что, кроме переосмыслений недотянутых сюжетных линий, заполнения белых пятен и сохранения базовой сюжетной и персонажной канвы, делает ретеллинг хорошим? Она. Этичность. Бережность к тому, что хотел сказать автор оригинала, а если автора нет, то Вселенная, Бог, Мойры, Макаронный Монстр... в кого верите.
Сто оттенков черного, сто оттенков белого
⠀В сказках часто недостает полутонов, а мифы, легенды и историю пишут победители. Великая борьба Бобра с Ослом — основа 80% классических сюжетов. А если, не дай бог, Осла нет (как в истории Сальери и Моцарта) — Осла хочется сделать, потому что дуализм зашит у нас на подкорке. Злое Зло просится в текст, чтоб "подчеркнуть конфликт" и "лучше раскрыть персонажей". Стоит ли идти таким простым путем — большой вопрос.
⠀
Среди авторов ретеллингов довольно популярен реверс. Сюжетная фишка, когда Золушка чмырит милых сестричек, Крысолов становится душкой, а тот же Сальери — психопатом. Почему? Перевернуть историю с ног на голову — самый простой и незатратный способ рассказать ее на новый лад. Мне он не нравится, и я рада, что, в основном, такое создают по фану и в малой форме.
Ретеллинги, которые получают книжную и/или экранную жизнь (я уже не о классике, а о современности), как правило, глубже. В них авторы в большей или меньшей степени сосредоточены как раз на поиске того, чего в исходнике не хватает, — полутонов. Персонажи обретают мотивацию. Бэкграунд. Точки невозвращения и катализаторы. Я не смогла дочитать ни один из современных ретеллингов "Питера Пэна" (кроме "Приключений печально известного", которые в России не издавались). Но отметила, что в текстах и Брома, и у других авторов у всех героев появилось второе дно. Это важный признак хорошего ретеллинга: в нем не остается просто положительных и отрицательных персонажей. Зато их становится можно понять.
С одной стороны, это все усложняет. С другой, мы живем уже в другое время и стремимся к больше осознанности, а она предполагает в том числе больший упор на чужие мотивы и меньший — на голо-эмоциональные "фу". Это важно и в жизни, и в написании книг, и в их чтении.
Второе дно, кстати, особо важно, когда мы говорим о ретеллингах исторических (о них будет отдельная статья). Вы не представляете, в какую мурчащую котейку я превращаюсь, когда слышу от вдумчивых читателей, что в романе-ретеллинге событий Смуты ("Серебряной клятве") нет злодеев и все персонажи вызывают эмпатию не потому, что "хорошие", а потому, что их ВСЕХ можно понять. Что ни фига заечка Хельмо не паладин, а гадина Лусиль не гадина. Чтоб вы знали: это многого мне стоило. Первоисточник Хинсдро в историческом разрезе выглядит как тварь-тварь. И влезть ему в душу, чтобы понять, что его на это толкнуло, было морально очень сложно.
Немного об авторском праве
Это общеизвестно, но вдруг кому надо! В юриспруденции есть термин "общественное достояние". В него переходят почти все тексты, авторы которых умерли более 70 (есть нюансы, но нырять пока не будем) лет назад. Юридически эти истории уже могут стать жертвами вашего ретеллинга. Но фактически... людей по-прежнему привлекают сказки, легенды и мифы.
Все чаще создаются и ретеллинги исторических событий (кто не читал "Серебряную клятву", срочно читать. Я, например, уже видела фэнтези про детство Вольфганга и Наннерль Моцартов в волшебной стране (кто не знает, что за страна такая и почему это не выдумка, читать мой рассказ "Свобода ошибаться").
Ну и еще я вижу зарождающийся тренд на ретеллинги классики (какая там леди Джейн?😅). Честно говоря, ожидаю в ближайшие годы ретеллинги "Дракулы" и "Войны и мира", а сама мечтаю однажды поработать со "Всадником без головы". Вот бы кто-нибудь взялся!
Выводы
Хороший ретеллинг:
🗨Бережет сюжетную канву и костяк системы героев
🗨При этом заполняет белые пятна и дотягивает недотянутое (кстати, это, например, очень касается атмосферы и описаний, их необходимо додавать почти всегда!)
🗨Постоянно ищет полутона и дополнительные мотивы
🗨Этичен и не выставляет оголтелых оценок.
⠀
Задача получается сложная, зато книга по результатам у вас будет ого-го!