Обыкновенный скворец - часто встречающаяся в России и даже многочисленная птица. Весной скворцы прилетают к нам, в Подмосковье в начале апреля, а осенью крупные стаи этих птиц держатся до октября и встречаются не только на полях, но даже в таком мегаполисе, как Москва.
Песня у скворца замечательная своей неповторимой манерой к подражанию услышанных и выбранных им для своего репертуара разнообразных звуков. Причем некоторые фрагменты песни трудно назвать музыкальными. Визг пилы, удар дужки о металлическое ведро, сигнализации машины или стук молотка - совсем не ожидаешь услышать в птичьей песне, а песне скворца, бывает, что они присутствуют. Прослушав несколько солистов-скворцов и "натренировав ухо", можно быстро и безошибочно узнавать скворца. Ещё в своей песне он очень точно копирует голоса многих птиц. В этом виде подражаний он наравне с нашими (Северо-Евразийскими) талантливыми пересмешниками, какими являются болотная и садовая камышевки, варакушка и зелёная пересмешка. Очень любят скворцы подражать песням чечевицы, иволги и дрозда белобровика, пиньканью зяблика и крику погоныша. Кроме этих, любимых многими самцами песен и сигналов, в сложный узор скворчиного попурри вплетаются другие, подчас неожиданные, песни других птиц. Скворец умело имитирует и громкие (близкие) голоса и, как бы звучащие издалека песни и позывы. Да и просто песня его ласкает слух, потому что он, один из первых перелётных птиц начинает петь у нас ранней весной, наряду с жаворонками, зябликами и певчими дроздами. Но к тем певцам, чтобы их услышать надо идти в поле, лес или парк, а скворец сам прилетит к жилью человека и с удовольствием займет построенный для него домик.
К концу апреля в уютном лотке скворечника или дупла в дереве уже лежат 5-6 бледно-голубых яйца. Самочка начинает их прилежно насиживать. Изредка она улетает покормиться и тогда её подменяет супруг. Всё ещё продолжается время его песен. Утром он охотно поёт, примостившись на скворечнике или рядом, на сухой ветке. Необременённого поисками корма самца часто можно видеть чистящимся и просто отдыхающим недалеко от домика, где сидит на яйцах его подруга. Всё реже вылезает из гнездовья и сидит рядом с ним скворчиха, всё напряжённее и плотнее идет насиживание яиц.
И вот, в нескольких метрах от скворечника, на земле лежат половинки нежно-голубых скорлупок. Теперь каждый желающий может полюбоваться цветом тех сокровищ, которые закрывала своим телом от чужих глаз насиживающая самка. Вылупившиеся из яиц скворчата - ещё слепы и беспомощны, покрыты жидким серым пухом. Сначала они пищат еле слышно, но с каждым днём хор голосов крепнет, становится громче и требовательней. Лишь в первые дни после вылупления птенцов самец поёт по утрам. Через неделю ему становится не до песен, писк голодных скворчат заставляет его очень много времени тратить на поиски корма.
Недельные, ещё не оперившиеся птенцы лежат на дне лотка тёплой розовой кучкой и резко поднимают слабые головки навстречу любому шороху. Правда, в холодную погоду, а также ночью, самка греет даже 14-15 дневных птенцов. Эти, двухнедельные птенцы подолгу бывают одни и днем часто перемещаются на дне скворечника. Они сами ухаживают за быстро растущим оперением, а в перерывах между кормлениями дремлют, лежа на гнезде. А самое главное - они вечно голодные, и требуют очень много корма.
Вот эпизод из этого периода жизни наших пернатых соседей. Ошалелый, уставший от беспрестанного поиска корма, родитель подлетает с раздобытыми на грядках дождевыми червями к гнездовью. Скворчата, спокойно сидевшие и лежавшие до этого на примятом гнезде, мигом всполошились. Они чутко уловили шум крыльев взрослой птицы ещё на подлёте к гнезду, поэтому появление кормильца в летке для них не было неожиданностью. В момент, когда скворец буквально ввалился в скворечник, цепляясь когтями за шероховатости внутренней стенки, его желторотые отпрыски резко вскинулись вверх и, привстав на ногах, открыли рты. Взрослая птица кормит первого попавшегося птенца, обычно самого ближнего, который, как правило, и оказывается самым активным и голодным, засовывая корм глубоко в "воронку" открытого клюва. Сытые птенцы, один или два, не принимают участия в свалке, а спокойно лежат на дне скворечника, переваривая ранее полученную пищу. Родитель некоторое время ждет, сидя рядом с птенцами, но получает серию просительных клевков в свой клюв от одного из тех, кто не получил пищу. Он неуклюже, как бы нехотя уворачивается от нападок маленького выскочки, наконец, дожидается капсулу помета от одного из скворчат и быстро улетает. Взрослые в это время четко поддерживают чистоту в гнездовье и выносят все нечистоты. Но как только скворчата научатся цепляться за стенки и карабкаться наверх к летку, весь заведенный порядок, а также поведение взрослых и их, почти полностью оперившихся птенцов, сильно изменяется.
Вот как происходит кормление в двадцатый, предпоследний день перед вылетом. Из летка скворечника, высовывая голову наружу, выглядывает самый голодный из скворчат. Он степенно рассматривает окрестности, не обращая внимания на то, что кто-то его толкает изнутри. Из скворечника слышны громкое царапанье и шуршание - это скворчинной молодёжи уже мало места в их некогда просторном, доме. Счастливчик у летка не уступит места, пока его не покормят. Лишь сильный испуг может заставить его спрятаться в гнездовье, но сразу же его место занимает очередной голодный. Вот эти несмышлёныши, открывающие клюв в общем-то любой пролетающей мимо птице, иногда и бывают жертвами особо расторопной вороны. Серая разбойница просто вытаскивает за голову беспомощных птенцов себе на дармовой обед..
Но пока ворон нет, и молодой скворчонок наслаждается открытой панорамой в ожидании родителей. Едва он видит подлетающего с кормом скворца, как от его спокойствия не остается и следа. Он выхватывает долгожданную еду у кормильца ещё на подлёте последнего к домику, не давая взрослому даже присесть у летка. Взрослый скворец быстро отдает корм и, не отдохнув, летит за новой порцией. Птенец, которого покормили, быстро пятится назад и пропадает внутри скворечника. Вновь слышны возня и царапанье, а из летка появляется точно такая же голова его братца или сестры.
В этот, последний перед вылетом день, идет жесткая конкуренция между птенцами за место, где происходит кормление. Это место никогда, разве что кроме ночи, не пустует. В семье скворцов за которыми велись наблюдения и снимки которых здесь напечатаны проблемы возникали лишь с помётом. Взрослые скворцы внутрь не залетали, скворчата не имели возможности испражняться из летка наружу, потому что им не давали это делать их нетерпеливые братья и сестры. И весь помёт был у птенцов под ногами. В это время аккуратный лоточек, в котором прилежно насиживались голубые яички, превратился в зловонную, бесформенную, жидкую кучу мусора. По этой куче, очень напоминающей перегнивший компост, и топтались скворчата в ожидании родителей.
Круглый год эти птицы предпочитают шумную компанию одиночному или парному образу жизни. Это относится как к поре гнездования, когда пары предпочитают селиться поблизости друг от друга, так и к времени кочевок и зимовки.
Любимые места ночёвок небольших летних стаек и тысячных осенних стай - это речные или озёрные тростниковые крепи, залитые водой, где к спящим скворцам тяжело незаметно подобраться. С заходом солнца над таким местом ночного отдыха появляется поочерёдно несколько стай в 500-1000 особей. Стаи, кружа над тростниками, то спускаются ниже, то вновь набирают высоту. Затем птицы объединяются в огромную, как туча, стаю. Это огромное скопление летящих птиц постоянно меняет очертания, мечется некоторое время над местом ночевки и вдруг разом оседает в тростники. Слышен треск сухих стеблей, не выдерживающих тяжести стольких птиц одновременно, гомон сотен голосов, щелканье и свисты.
Наконец, в полной темноте всё стихает. Проходя мимо по тропинке в тростниках, ни за что не догадаешься, что здесь ночуют тысячи скворцов. Спугнутые человеком, крайние скворцы со своих насестов молча перелетают внутрь стаи - птицы засыпают.
Вывешивание скворечников в День Птиц было в России национальной традицией. В редкой деревне или посёлке не были установленны на деревьях или на скворечники. Скворцы всегда занимали эти гнездовья, отплачивая заботливым хозяевам своей помощью в уничтожении насекомых – вредителей сельскохозяйственных культур. В 80х годах, в местах пролёта многочисленных осенних стай, скворцы были стихийным бедствием для колхозников и фермеров. Под угрозой была иногда, большая часть урожая с полей и садов. Страдали виноградники и ягодные культуры. Но сейчас происходит резкое падение численности скворцов. Виной произошедшему сокращению популяции скворцов в России, наше равнодушие к судьбе этих общительных и неутомимых птиц. В природе найти подходящее для гнезда укрытие скворцам всегда трудно. Дупло должно находиться на опушке недалеко от мест пригодных для добывания корма, далеко вглубь леса скворцы никогда не проникают. Такие естественные дупла, как правило, в дефиците. Старые скворечники стали ветхими, многие уже развалились. Скворцам просто негде стало гнездиться. Ведь изготовить скворечник и повесить его в подходящем месте совсем не сложно. Скворцы не бывают слишком щепетильны в выборе гнездовий. Важно лишь, во-первых, чтобы домик был расположен повыше от земли (6-8 метров вполне хватит). Во-вторых, внутренняя площадь гнездовья должна быть примерно 400 кв см. В-третьих, хорошо, если леток был бы диаметром в 5 см. И тогда в апреле Вам обеспечен бесплатный концерт пернатого солиста с задорной, громкой песней прямо во дворе или на даче. Это выступление одного из наших первых гостей, обыкновенного скворца, с необыкновенно приятной песне и тогда приход весны невозможно будет пропустить.