Коучинг для профессионалов, глава 12.
Подробнее об авторе - здесь: samolyanov.ru
Неспособность понять пользу напряжения
Очень часто это является именно работой коуча — создать некую ситуацию, в которой клиент попадает в состояние напряжения, потому что именно тогда он будет что-то решать. Если у клиента напряжения нет, он ничего решать не будет. Он просто будет расслабленно сидеть и ждать вопросов или разъяснений коуча. Это очень характерная ситуация, вы ее заметите. На своем жаргоне мы это называем «обезьяной», «кто на себя берет обезьяну». «Обезьяна» — это необходимость решать проблему. Бывает, что «обезьяну» берет на себя коуч, бывает — клиент. Мы хотим, чтобы «обезьяна» всегда сидела на клиенте, тогда он будет работать, а коуч будет при этом присутствовать и наблюдать за происходящим.
Если вы наблюдаете за сессией и видите, что коуч интенсивно и серьезно думает, что же делать, какой задать следующий вопрос, а клиент сидит с улыбкой, нога на ногу и ждет, что же ему коуч скажет, то это как раз говорит о том, что обезьяна сидит на коуче. Это не то, что нужно. В напряжении находится не тот человек, клиент в этом случае ничему не учится. А происходит это очень часто, потому что коуч воспринимает напряжение клиента как свое, ему неловко оставлять клиента в напряжении. Он, по сути дела, наемный работник у клиента, и чувствует себя неловко, когда клиент чувствует себя неловко. И он пытается как-то ему помочь эту ситуацию сгладить. Если мы не можем это напряжение выдержать, то мы начинаем клиенту помогать, пытаемся снять с него это напряжение, в результате эффективность невысокая. Потому что чаще всего, чтобы снять с него напряжение, мы меняем тему разговора или предлагаем какой-то выход из его ситуации. Он, в принципе, может согласиться, но это будет не его решение, и ответственность за него он на себя не возьмет.
В задачу коуча входит напряжение обнаружить (а оно в клиенте есть изначально, иначе бы он к нам не пришел). Это может быть неспособность (возможно, воображаемая) решить какую-либо задачу самостоятельно. Нам необходимо, чтобы напряжение обнаружилось, и мы оставляем клиента в этом напряжении. Если он совсем не справляется, то нужно искать какой-нибудь другой выход, но, скорее всего, что-то в нем произойдет.
Когда человек один, ему сложно быть в этом напряжении, он не чувствует помощи извне и теряется, а когда вы присутствуете, и ваше присутствие осознанно и благожелательно, вы его поддерживаете, то ему гораздо легче. Если клиенту удается разрешить напряжение, то это придаст ему сил, энтузиазма, у него возникнет стремление что-то делать. Выход из сессии в состоянии подъема — это желаемый результат, но не всегда достижимый.
Напряжение разрешается разными способами, чаще всего оно разрешается, когда у клиента появляется ясность относительно хотя бы чего-нибудь. Если он, например, понимает, что проблема в том виде, в котором она сформулирована, неразрешима, но она может быть разбита на более мелкие шаги, и какой-то небольшой шажок в эту сторону он может сделать прямо сейчас, то это тоже дает ему приток энергии, пусть и небольшой. Энергия возникает из ясности, а напряжение возникает, когда он хочет сделать что-то, но ясности и решимости это сделать у него нет. Поэтому, как только у него появляется ясность и хотя бы небольшое обязательство, у него будет больше энергии.
Очень важно это напряжение обнаружить, чтобы он понял, что было его причиной. Тогда будет понятно, что даже если кардинально сейчас он не может ничего решить, то, по крайней мере, знает, что сделать. Например, с кем поговорить, какую информацию дополнительно получить, что еще необходимо сделать для того, чтобы у него появилось все необходимое для принятия решения. Мы не можем пойти путем избегания напряжения, потому что именно оно и должно разрешиться, соответственно, чем быстрее и эффективнее клиент его обнаружит, тем больше у него останется времени и энергии что-то с этим напряжением сделать.
Если клиент отказывается работать, то он не соответствует набору критериев «ГССП» (Готов, Согласен, Способен, Подходит). Это мы проверяем, например, когда работаем с человеком — сотрудником какой-то компании, решая вопрос, готов ли он перейти на более высокую и ответственную должность. Аналогично мы проверяем и клиента как такового, готов ли он, согласен, способен и подходит ли для того, чтобы работать с коучем. И если человек воспринимает напряжение как негативный фактор и не хочет с ним иметь дело, то, скорее всего, это клиент не для коучинга.
Это уже вопрос мастерства. Для меня мастерство от ремесла отличается тем, что мастер может что-то сделать для человека, что ему поможет, не объясняя, как он это сделал. Ремесленник же может описать процесс, указать, что он делал, что надо сделать, почему у клиента такое напряжение и так далее. Другими словами, он знает, что нужно сделать в принципе, но не всегда может эти знания применить. Тогда он просто рассказывает клиенту, что в таких случаях можно сделать, и клиент пытается сам к себе это применить. Здесь отсутствует эффект «точного попадания».
Итак, способ избежать этой ошибки — помочь клиенту обнаружить напряжение и эффективно его разрешить.
© Олег Самольянов
Хотите больше узнать о профессиональном коучинге - подписывайтесь на канал. Будет много материалов - и тексты, и рисунки, и видео.
Подробнее об авторе - здесь: samolyanov.ru