Священник на утренней пробежке, если задуматься, совершенно нормальное дело. В конце концов, в здоровом теле - здоровый дух. И все же, когда кому-то рассказываешь о батюшке Александре, то видишь в глазах людей слом шаблона со сдвигом парадигмы. Однако когда я узнал, что настоятель храма Святого Георгия в Новочеркасске Александр Луканенко еще и ультрамарафонец, то шаблоны с парадигмами посыпались с моей картины мира как осенние листья после первых заморозков.
Дорогие читатели, предлагаю вам рассказ от первого лица батюшки Александра о задуманном и воплощенном им при помощи друзей ночном пробеге из Новочеркасска в Азов на 101 км.
Наливайте в чашки чай, нарезайте бутерброды и приготовьтесь насладиться прекрасным слогом и душевным повествованием духовного человека. Читая эти строки, я буквально слышал как автор проговаривает рассказ своим спокойным, умиротворяющим голосом, полным мудрости и знаний об истории донского края.
«Но-Аз ультра»
Под вечную музыку из «свой среди чужих, чужой среди своих» мы стартовали в ночь. Новочеркасск почти заснул, лишь отдельные островки жизни провинциальной столицы продолжали бурлить круглые сутки и всесезонно.
Мы - в этот раз, оказались те, чей жизненный и рабочий график совпал, непривычно для большинства марафонцев. Оно и понятно, посвятить целый будний день бегу могут, выражаясь языком советского кинематографа «или аристократы, или дегенераты». Что общего у нас и с теми и с теми решать конечно вам, дорогие читатели.
Итак, на призыв бежать из Новочеркасска в Азов с понедельника на вторник грунтами никто не откликнулся. Оно и понятно: рабочая неделя полным ходом, жаркое южное лето, да и маршрут меж городами составит две - три марафонских дистанции, кои разом шапками не закидаешь, нужна подготовка, или проще выбеганость.. куда как комфортнее бегать десяточки, полумарафоны, паркраны в комфортное время дня. Здесь же дело иное, ультрадистанция. Подвязавшихся на такое безумие среди марафонцев, оказалось на сей раз трое. Все они, или мы - как вам заблагорассудится, готовились к Eltonultra на 201 км., и, если быть откровенным, порядком устали с поддержанием себя в форме, в связи с двумя переносами старта, на протяжении полутора лет. Евгений из Азова, боле известный в беговом сообществе Дона как kiberstalker отметил, что лучше уж «синица в руках, чем эфимерный Eltonultra, в условиях очередного витка пандемии». Так что ничего эпического, в этой простой по сути тренировке, изначально не предполагалось, но мы, как говорится, предполагаем, а Он располагает...
Kiberstalker как житель Азова, с портом приписки, или места работы в порту, имел свой сложный трудовой график, а еще график тренировок от опытного тренера из Зернограда, что подготовил многих марафонцев и ультрамарафонцев.
Денис - человек-праздник, привыкший стоять рядом с гранью жизни и смерти, видеть регулярно, как, в этот мир приходит новый человек, врач - анастезиолог при бегущем акушере - гинекологе в областной больнице, человек с хорошим трудовым стажем и запасом юмора, прекрасно раскидал свой график трудовых смен, ради этой психоделики.
И последний участник этого триумвирата будничных ультрадистанций - поп. Священнослужитель, настоятель небольшого православного храма в казачьей столице, археолог-краевед по гражданской специальности, «древлехранитель Новочеркасска» по должности послушания, организатор ряда небольших пробегов и беговых экскурсий в Новочеркасске и других городах (Иерусалим, Стамбул, Афины, Стокгольм). С трудовым графиком всех троих, понятным, только им становится понятно, да и логистика маршрута напрашивалась сама... итак, звезды сошлись в плеяду, а марафонцы сбежались в город атамана Платова, чтобы после ужина, стартовать в ночь от Георгиевского храма.
Бег, он сам по себе воспринимался этими тремя, да и другими, как естественная форма передвижения человека, с глубокой, дотехногенной древности. Бег на длинные дистанции, как возможность испытать себя, держать в определенной форме, возможность проветрить голову, и додумать свои мысли. Для священника марафонца бег - это сродни паломничества по святым местам. Ведь есть в России, да и мире вековые традиции многодневных крестных ходов - пешком сотни километров, когда участники оных ходов, воспринимали и воспринимают себя всего лишь частью чего то целого, под названием Церковь. Церковь, которая не в бревнах и камнях, не в отдельных представителях иерархии, или наборе запретов - табу... Церковь, как нечто связующее единомышленников, сквозь время и пространство с вечностью, позволяющая сознательно быть причастным каждому к жизненному опыту подвижников и людей минувших поколений. Впрочем, писать и говорить об этом можно много и по разному, но действеннее это пережить в своей жизни на личном опыте, встречи с Богом. Ведь говорить о марафоне, тоже можно по разному и много - долго, но стоит отправиться в путь, и это может увести тебя далеко.
Довольно отступлений, теперь вы знаете кто, для чего, и почему этот маршрут.
Привычный тренировочный трек священника, из Новочеркасска в Ростов холмами, и под ними, мимо пяти родников, где вода выходит из недр земли, старинных казачьих штолен, с запахом непаханой степи, цветения чабреца, шалфея и ковыля, через стародонье и через сам батюшку Дон, к камышовым плавням под Батайском, составлял 50 - 57 километров. Тренировачный трек kiberstalkera - от Азовского водораздела у дельты Дона и старинного города, к Красному Саду вблизи ставки хана Батыя (Батайску), составлял порядка 35 километров. Соединить их посредством анастезии от опытного доктора, оказалось делом времени. В помощь ему выступили одноклубники, представители той части клуба «Ростов Дон бегущий» что увлекаясь марафонскими дистанциями, организовались внутри клуба в сообщество «Don tigers». Тигры, что заселили ареал батайской низменности, привычно и давно нахаживали, набегивали тропами от гребного канала «Дон», и Соленого озера, до упомянутого ранее Красного Сада. Не верьте россказням, что тигры кровожадны... донская популяция полосатых - это благородные животины, некоторые соблюдают православные посты, другие из низ приверженцы пути хинаямы и махаяны, не вкушают животного белка и вовсе почти... (но это не точно), в любом случае, донские тигры открыты миру, не ведут сектанский образ жизни, и не имеют сродного им мышления. так вот, батайские тигры, благороднейшие из прочих, не имея сходных трудовой график нашим тиграм из Азова, Ростова и Новочеркасска, они взяли на себя задачу соединить два наших трека, упростив эту задачу для нас.
Бравый офицер, наставник, и одновременно бегущий Максим Ложкин, в сопровождении и поддержке батайских марафонцев, поставил задачу встретить рано утром наш ультратриумвират, восполнить наши стратегические запасы воды и сопроводить до точки начала второго бегового трека... впрочем, у него это получилось, гарно отплясывая с захлестом «ногадрыгу», по проселочным дорогам, до самого финиша.
Доктор, утомившись в пути, оставил до поры, нашу компанию, и чтобы ультратриумвират не распался, в него вошел Максим - офицер, в чьи задачи входит воспитание бойцов - пополнения, в освоении навыками управления боевых летательных машин (вертолетов и самолетов). Но до сего момента воссоединения была еще ночь, в которую с шарманкой на поясе священника и правились наши пилигримы из казачьей столицы ночными бульварами, мимо второго солнца Дона, войскового собора, что прекрасен, не только при свете дня, но и в ночной иллюминации, мимо дедушки Ермака, по брусчатке площади, мимо батьки Платова, и триумфальной арки 1817 года сооружения, в честь победы над Наполеоном, мимо почившего новочеркасского мясокомбината, старой новочеркасской тюрьмы строгого режима, пруда Гарган, что в иные годы был расстрельным местом заключенных, к родовому имению Платовых, на хутор Малый Мишкин, где вблизи храма усыпальницы, среди мишкинских бугров, находится первый родник на нашем маршруте... под попутный рассказ на бегу священника - древлехранителя, в прохладе летней ночи, они ушли в степь холмов над рекой Аксай.
Холмы четвертичного периода из понтийского ракушечника сложились из донных пород древнего моря в эпоху динозавров, когда мир был юн. Ночью многое привычное воспринимается иначе, и время и расстояние привычных троп - дорог не исключение, легко свернуть не туда в свете фонарика бегуна, и только июльские звезды наших широт, с начинающимся звездопадом (потоком метеоров проходящим вблизи земли) второй половины лета, продолжают светить так же, как и многие поколения человеческих жизней назад. Когда первобытные люди осваивали эти бескрайние евразийские степи пешком, а где и бегом, занимаясь собирательством, охотой, рыбалкой.. на смену им пришли, по большей части кочевые племена неолита и халколита, бронзового и железного веков. Их следы в виде древних, пусть и грабленных, распаханных на полях курганов, еще хранят молчаливо свои тайны на водоразделах донской степи. Пытливый исследователь-гид, может их, не знавших письменности, разговорить, и представить вашему взору, картины быта былого на опыте исследовательских раскопок и реконструкций. а если захотите, и станет скучно, то, казачья песня, с ритмичным ходом для бега, усладит ваш слух..
Спящими хуторами, по степи, под недовольную брехню разбуженных собак, а большей частью в ночной тиши, мы выбежали к роднику вблизи Большого Лога. Прорезанная степь новой, строящейся дороги в обход Ростова на юг, заводь Берданосовки со спящими кораблями... вот и стрелка в слиянии Аксая и Дона, с пляжем. Ночное купание под звездами придало сил, и отогнало накатывающий было сон. Мини-бутерброды с салом, запасенные kiberstalkerom, хорошо зашли под звучание саундтрека из советского мультфильма в исполнении А.Миронова и М.Боярского «ты и я, такие разные, я и ты такие разные, но горячей дружбой связаны, мы с тобой», а далее шарманка затянула киношные «видели ночь, гуляли всю ночь до утра» и «ночь коротка, цель далека, ночью так хочется пить».
Левый берег Дона встретил потоком несущихся машин, но вскоре опять свернули в кушери через озеро Казачку, на озеро Соленое. Этот путь в десяток километров кушерей, днем превращающийся в баню - без единого тенька, известный теперь многим донским тиграм, был по когда то открыт, проложен, и десятки раз оббеган с работы домой, тигром дончаком Максимом Миличем, из того же славного прайда батайчан, коим честь, слава и наша безмерная благодарность.
Кушири озарились отблесками рассвета, ни единого облачка на небе, утро и день предстоял быть жарким. Доктор подустал, и стал отставать от общего темпа. Благоразумие победило в борьбе с фанатизмом в его голове, решено было финишировать на Соленом. Купанание в его водах, в 4.30 утра было эпичным, и знаменовало собой конец ночи. Мы встретили Максима, и распрощались с Денисом, восполнив стратегический запас воды. Дальше обещала быть жаришка. Не только в смысле высокого температурного режима летнего южного дня, а и в том смысле... что те кто знают Максима Ложкина, знают, как непросто угнаться за ним, в одном строю, да еще когда он выспался, свеж, бодр, а у тебя бессонный ночной полтинник за плечами.
Не сговариваясь с kiberstalkerom, мы выбрали верную тактику сдержать нашего благодетеля Максима, разговорами помноженными на километры пути. Тактика себя оправдала, хотя ретивый М.Ложкин иной раз и уходил в беговой пляс по 5.20, мы крепко зацепили его интерес соединить два трека, а после и финишировать с нами в бане. Сало по жаре не лезло в рот, углеводные гели чередовались с финиками и соляными капсулами. Пить хотелось всегда, два глотка каждый километр по отсечке часов, и дополнительно после перекуса на бегу - вот была моя стратегия пития, что до питания, то оно у всех разнилось вовсе (мне за сотку помимо ночного сала от kiberstalkera, зашло всего три углеводных геля, три фруктовых батончика, и пара дюжин фиников, да две соляные капсулы и пять шипучих таблеток Mg B6, растворяемых мной в воде на бегу). Иногда мы, утомленные солнцем, надолго замолкали и тогда шарманка на поясе лихо задавала общий темп, разгоняя, нападающую было тоску бескрайней дороги..
Солнышко припекало, дорога после дубовой аллеи терялась, полями, брехливыми собаками, водяными арыками у бахчи, шутками да прибаутками, а главное питьевыми забросками сделанными накануне в кушери, от нашей донской тигрицы - Веры, мы смогли таки преодолеть этот сложный, безводный участок пути. сложность продолжительного отрезка трека, в сочетании с жаркими погодными условиями, вывели нас всех на один уровень, и к финишу.
Не соперниками на предстоящем Эльтоне но добрыми товарищами, друзьями, что плечом к плечу преодолели вместе, не первый раз, десятки километров, на этот раз из Новочеркасска в Азов, проложив новый маршрут для всех.
Слава Богу, мы сделали это без лишних жертв, не считая пары мозолей и легкого перегрева.
P.S. Спасибо, что дочитали до конца. Если Вам понравилась публикация, поставьте , пожалуйста, «лайк», подпишитесь на мой канал. Для меня это очень важно!