Найти тему
Читая Библию

О гневе

«А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно (εἴκη), подлежит суду; кто же скажет брату своему: «рака», подлежит синедриону; а кто скажет: «безумный», подлежит геенне огненной». (Матф.5:22)

В греческом тексте, на котором, изначально, написан Новый Завет, слово «напрасно (εἴκη (эйкэ))» отсутствует. Вот, что пишет Bruce M. Metzger в своём текстологическом комментарии к Новому Завету «A Textual Commentary On The Greek New Testament»:

«Хотя чтение с εἴκη получило широкое распространение со второго века, гораздо более вероятно, что слово было добавлено переписчиками для того, чтобы смягчить строгость заповедь, чем опустить за ненадобностью».

А, вот, что пишет по этому поводу в толковой Библии Лопухина:

«Слово "напрасно" служит обыкновенно для оправдания ненапрасного гнева. Но "напрасно" нет в кодексах Синайском, Ватиканском, оно опущено Тишендорфом и Вест. Хортом. (Нет его и в славянском переводе. Прим. ред.) В некоторых кодексах, замечает Иероним, добавляется напрасно (sine causa); но в большинстве кодексов — мысль определенная, и гнев совершенно уничтожается, когда Писание говорит: гневающийся на брата своего (т.е. без добавления: напрасно)».

Иисус не просто запрещает напрасно гневаться, потому что, тогда получается, что если гнев не напрасен, то можно гневаться. Но, где проходит эта грань между напрасным и не напрасным гневом на наш взгляд, ведь в Писании нет этой границы? Поэтому, когда мы сами определяем, когда мы напрасно гневаемся, а когда нет, то повеление Иисуса теряет всякий смысл.

Апостол Иаков пишет в своём послании в 1:19,20: «19 Итак, братия мои возлюбленные, всякий человек да будет скор на слышание, медлен на слова, медлен на гнев, 20 ибо гнев человека не творит правды Божией». Таким образом, гнев человека не творит правды Божий, напрасный он или не напрасный, не имеет значение. Любые действия человека под руководством гнева ведут ко греху, поэтому Иисус и запретил всякий гнев на брата своего.

«А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего, подлежит суду; кто же скажет брату своему: «рака», подлежит синедриону; а кто скажет: «безумный», подлежит геенне огненной».

Но с другой стороны, в Ефесянам 4:26 Павел пишет такие слова: «Гневаясь, не согрешайте: солнце да не зайдет во гневе вашем». Но проблема в том, что это не совсем точный перевод, на самом деле слово, которое перевели деепричастием «гневаясь», на самом деле стоит в императиве (т.е. повелительном наклонении), т.е. это повеление: гневайтесь. Таким образом, точный приводе звучит так: «Гневайтесь и не согрешайте: солнце да не зайдет во гневе вашем». Это цитата из Псалма 4:5, где Давид написал такие слова: «Гневаясь, не согрешайте: размыслите в сердцах ваших на ложах ваших, и утишитесь», где тоже не точный перевод, потому что «гневаясь», там тоже стоит в повелительном наклонении: «Гневайтесь и не согрешайте: размыслите в сердцах ваших на ложах ваших, и утишитесь»

Таким образом, как Давид, так и Павел понимали, что гнев, это эмоция, которая очень трудно поддаётся контролю и ей невозможно управлять. Поэтому нам разрешено гневаться, но запрещено грешить во гневе. Иными словами говоря, в нас может вспыхивать гнев время от времени, на какие-то раздражители, но он тут же должен и гаснуть в нас, а не производить каких-то действий. Таким образом, вспыхнувший в нас гнев, это не грех, а вот, те действия, которые мы совершаем под воздействием гнева, это грех. Как и мысли. Пришедшая к нам в сознание греховная мысль, это ещё не грех. А вот, когда мы начинаем обдумывать эту мысль и делать-то к чему она нас побуждает, вот, это и будет грехом.