Найти тему
N + 1

Образование протестантов и иезуитов

В 15 тексте проекта «Удаленное образование» мы возвращаемся в Европу. Там идеалы гуманистов эпохи Возрождения оказались смяты религиозной реформацией. И продвигать свои представления об образовании стали, соревнуясь, протестанты и иезуиты.

Проект «Удаленное образование» создается при поддержке АНО «ИРИ».

Римско-католическая церковь теряла былой авторитет и влияние в политической жизни общества. И в XVI веке в Западной и Центральной Европе произошла религиозная реформация. Ее целью было возвращение авторитета Библии. Так от католичества откололось новое христианское направление – протестантизм. То есть протестанты и были теми самыми реформаторами.

Реформаторы осознавали важность воспитания и обучения для взращивания «умов и душ» людей. Считали, что образование должно быть более приближено к жизни. Их не устраивали существовавшие традиционные школы при церквях. Они стремились к тому, чтобы образование было доступным как можно большему кругу.

Педагогические идеалы Реформации в XVI веке реализовывались через достаточно широкую школьную сеть. Римско-католическая церковь справедливо увидела в Реформации угрозу своему влиянию. И тоже стала уделять большее внимание развитию образования, желая превратить школу в один из инструментов политики контрреформации. Для этого орденом Иезуитов в Париже было создано «Общество Иисуса» (1534). Основатель ордена – религиозный фанатик Игнатий Лойола. В прошлом – испанский офицер.

К XVI–XVII векам педагогическая деятельность иезуитов разрослась. Их система образования была создана для привилегированных слоев общества. Иезуиты утверждали, что образование для трудящихся слоев населения вредно. И, как было написано в Уставе ордена (1559): «Никто из лиц, употребляемых для домашних услуг в ордене, не должен уметь читать и писать, а кто умеет, того не следует учить дальше».

В основе иезуитского воспитания лежало беспрекословное подчинение воспитанников католической церкви. Достигалось это жесткими регламентами и дисциплиной, системой доносов и слежкой.

Наряду с этими установками, ограничивающими свободу личности, иезуиты придумали довольно эффективные методы обучения. Этим их интернаты и привлекали родителей учеников. В этих заведениях было достаточно учебных пособий и оборудования для занятий, там хорошо кормили, классы были просторные и светлые. Плюс обучение было бесплатным.

Большинство интернатов было закрытого типа. Это объяснялось стремлением иезуитов к полному контролю и отделению учеников от влияния родителей.

Обучение состояло из изучения древних языков, катехизиса, «семи свободных искусств»: диалектики, арифметики, геометрии, грамматики, риторики, астрономии, теории музыки и богословия. Были и некоторые светские уроки: умение вести непринужденную беседу и правила поведения за столом. Иногда в программу обучения входили занятия верховой ездой, плаванием и фехтованием. Классы делились на младшее (пять лет обучения) и старшее отделение (три года обучения).

Иезуитская учебная система уничтожала чувство товарищества, поощряла ябедничество. Например, если ученик нарушил правила, он должен был доложить об этом учителю. Но если при этом он «закладывал» одноклассника, то освобождался от наказания. Была создана система унижений за проступки: позорная скамья, колпак с ослиными ушами.

Несмотря на всю дикость, обучение в интернатах иезуитов считалось престижным и конкурентоспособным. Иезуиты существуют до сих пор. Так, нынешний Папа Римский Франциск – иезуит.