Как-то летним днём, качаясь в гамаке (отпуск всё-таки), вспоминала свою учёбу в музыкальной школе 11-летке, виолончельный класс на втором этаже с портретами Баха, Моцарта и Бетховена. Над учительским столом висела фотография солидного, интеллигентного вида, человека с бородой. Это был портрет К.Ю Давыдова, основателя русской виолончельной школы.
Неспешно пришла в голову мысль: а что, собственно, повлияло на историю Русской виолончельной школы, на её развитие?
Стала вспоминать некоторые факты:
1) В начале XIX века в России была издана и переведена на русский язык "Школа" Ромберга. Сам основатель немецкой виолончельной школы много лет прожил в России. В Москве у него родился сын, были ученики, в том числе, среди русских аристократов и меценатов. Своей активной исполнительской и педагогической деятельностью Ромберг делал виолончель популярной среди русской публики.
Такое же влияние оказал позже, в 1840-гг, Франсуа Серве. Он тоже некоторое время жил в России, выступал во многих городах. Слушателей восхищала его виртуозность, лёгкие, полётные штрихи, редкая беглость пальцев. Очевидно, сказалось "скрипичное начало". В детстве Серве перешёл на виолончель после занятий на скрипке. Ведь виолончель долго считали "инструментом аристократов", играли спокойно, сдержанно, неторопливо. А тут вдруг - блеск, стремительные пассажи, искры и фонтан эмоций!
Серве перевернул сознание русской публики и русских музыкантов-виолончелистов, "взорвал" прежние устои. На виолончель стали смотреть по-другому. Композиторы обратили внимание, появились произведения, в которых виолончель солировала, а не аккомпанировала.
Так европейские музыканты давали отличную мотивацию, делились своим педагогическим и исполнительским опытом с русскими виолончелистами-любителями, ведь профессиональное музыкальное образование появилось в России только в 60-е годы XIX века.
2) В продолжение этой мысли идёт тот факт, что в 1863 году по приглашению А.Г.Рубинштейна на должность профессора в первую российскую консерваторию, в Петербург приехал К.Ю.Давыдов. Именно он стал основателем Русской виолончельной школы. Воспитал, научил, сформировал целую плеяду музыкантов, которые продвигали потом русскую школу во всём мире.
3) Россия всегда привлекала музыкантов из Европы. В 1870 г. немецкий виолончелист Карл Фридрих Вильгельм Фитценгаген (почти русский виолончелист, так как к нему обращались Василий Фёдорович) впервые в России исполнил Сюиты для виолончели соло И.С.Баха, некоторые части. Это было прогрессивное событие! Новое веяние из Европы, которое присоединило Россию к "содружеству поклонников творчества великого Баха", похоже, навсегда.
4) В 1888 году К.Ю.Давыдов издал свою "Школу игры на виолончели", первую её часть. Закончить не успел, к сожалению. В ней автор подробно описал начальный, самый главный этап, обучения. Этот итог многолетней педагогической деятельности Давыдова востребован и сейчас. Многие поколения виолончелистов за 130 лет прошли через него: мои педагоги учились по этой "Школе", я училась, сейчас со своими учениками тоже иду проверенным путём...
В итоге, сейчас Русская виолончельная школа - одна из ведущих в мире. Педагоги, исполнители имеют в своём "профессиональном багаже" большой репертуарный список, в котором есть много произведений отечественных и зарубежных авторов.
В этом списке есть обязательные произведения для каждого виолончелиста. Например, "Сюиты для виолончели соло" И.С.Баха. Ни один виолончелист не прошёл мимо этого сборника.
Такая"обязательная" позиция в списке не единственная.
№2,пожалуй, - "12 Каприсов для виолончели соло" ор.25 Карло Альфредо Пиатти.
Хотя бы несколько из них должны быть освоены за время учёбы обязательно. В первом туре многих конкурсов, в том числе, и конкурса им. Чайковского, виолончелисты должны исполнять один каприс из цикла (кроме №1).
Вот так, начиная издалека, я подошла к личности выдающегося виолончелиста XIX века, итальянского музыканта, композитора Альфредо Пиатти.
Пиатти написал около 40 произведений, в которых виолончель выступает на первом плане. Сейчас его сонаты, концерты чаще звучат в Западной Европе и Америке. На русскую виолончельную школу большее влияние оказали всё-таки его "Каприсы" и редакции классических старинных сонат Локателли, Марчелло, Боккерини и других авторов эпохи барокко.
Пиатти родился в Италии, в музыкальной семье и в 4 года начал обучение на скрипке. Но в 5 лет перешёл на виолончель. При наличии таланта, способностей, систематических занятий с хорошим педагогом (а всё это у Пиатти было), начинать занятия на виолончели в возрасте 5-ти лет перспективно. Это позволило Пиатти довольно быстро оказаться в списке виолончелистов-виртуозов и видных музыкальных деятелей своего времени.
У Пиатти была насыщенная исполнительская деятельность. Он играл в ансамблях с Листом, Брамсом, Вьетаном, Иоахимом, Венявским. Входил в элитарный круг выдающихся исполнителей-струнников XIX века.
Но, на мой взгляд, он не был прогрессивным виолончелистом. В отличии от Серве, который стал использовать для опоры и удобства при игре на виолончели шпиль, Пиатти шпилем никогда не пользовался. Не поддержал новшество. Не прочувствовал, не оценил? - странно))) Сейчас без шпиля виолончелисты не обходятся. Только барочные исполнители держат виолончель по-старинке, икрами ног. Но это - совсем другая философия, эстетика, сфера мышления.
Но вот его "Каприсы" очень даже прогрессивны!
Каждый каприс решает конкретные технологические задачи: исполнение двойных нот, флажолетов, аккордов, штрихов. Многие каприсы "загоняют" виолончелиста в скрипичный ключ, помогают освоить верхние позиции на грифе.
"Каприсы" Пиатти - сложные произведения, но не "пальцеломные". Их можно сравнить с "Каприсами" Паганини, но условно. Всё-таки Пиатти охватил меньше технических задач, и количество каприсов у Пиатти в два раза меньше, чем у Паганини.
Прогрессивность же "12 Каприсов" заключается ещё и в том, что это - не чисто инструктивный материал. Не бывает упражнения, тренировочного этюда с термином Andante religioso (Каприс № 2), Adagio largamente (Каприс №6), Allegretto capriccioso (Каприс №12). Эти термины, обозначения темпов и характера музыки - признаки художественного произведения.
В сборнике "12 каприсов для виолончели соло" ор.25 художественное и техническое начало - неразрывны. Ведь нет музыки без техники, и техники без музыки. И любая работа над техникой - процесс, необходимый для воплощения музыкальных образов в произведении.
Совершенствование техники, как говорили древние греки, это всегда совершенствование искусства.
- Техника - это не только беглость пальцев, которая появляется благодаря эффективности домашних личных занятий.
- Совершенствование техники достигается волей, вниманием, целеустремлённостью, а не просто проведённым n-ым количеством времени за инструментом.
Все эти качества необходимы каждому виолончелисту, чтобы выучить хотя бы один каприс Пиатти.
Современные реалии требуют от музыкантов творческого и осмысленного отношения к своей работе. Молодым музыкантам надо впитывать всё лучшее, что накопило человечество в искусстве за многие столетия.
18 июля исполняется 120 лет со дня смерти Альфредо Пиатти. Больше века виолончелисты всего мира совершенствуют своё мастерство, растут профессионально, укрепляют свои пальцы на произведениях итальянского виртуоза позапрошлого столетия.
И это правильно, достойно, надёжно!
А дальше?.. Всё может быть...
Примечания к статье:
Бернхард Ромберг (1767-1841) - немецкий виолончелист, основатель немецкой виолончельной школы;
Франсуа Серве (1807-1866) - бельгийский виолончелист-виртуоз, первым начал использовать поддерживающий шпиль. Реформатор виолончельной техники. Его часто называли "Паганини виолончели";
Антон Григорьевич Рубинштейн (1829-1894) - русский композитор, дирижёр, пианист, педагог, директор первой русской консерватории в Петербурге;
Карл Юльевич Давыдов (1838-1889) - русский виолончелист, композитор, педагог, директор Санкт-Петербургской консерватории в 1876-1887гг, основатель Русской виолончельной школы;
Карл Фридрих Вильгельм Фитценгаген (1848-1890) - немецкий виолончелист, работал в России, русское имя Василий Фёдорович. Педагог, композитор, профессор Московской консерватории. Друг Чайковского.