Найти в Дзене
Yoga Coffee

Сфера практики учителя йоги

В США понятие “сфера практики” применяется ко всем работникам в области охраны здоровья, включая инструкторов(*) йоги, и имеет юридическую силу. Дженни Роулингс и Тревис Поллен провели опрос “Какова сфера практики инструктора йоги?” Я перевел некоторые вопросы и ответы. * – В рамках своей программы "Йога – людям" в этой статье я называю учителя йоги "инструктор" или "она" (да простит меня Пушкин), а ее учеников – "клиенты". Инструкторам йоги приходится играть множество разных ролей. В общем случае мы ожидаем, что инструктор йоги дает комбинацию таких йога-практик как асаны, пранаямы, медитация и философия йоги. Однако инструкторам часто приходится выполнять и другие роли, включая работу с физической болью и травмами клиентов, консультации по психологическим проблемам, таким как тревога, стресс и депрессия, физические правки в асанах, консультации по питанию и многое другое. Все ли перечисленные выше области попадают в сферу практики инструктора йоги или только некоторые из них? Дженни
Оглавление

В США понятие “сфера практики” применяется ко всем работникам в области охраны здоровья, включая инструкторов(*) йоги, и имеет юридическую силу. Дженни Роулингс и Тревис Поллен провели опрос “Какова сфера практики инструктора йоги?” Я перевел некоторые вопросы и ответы.

Верхний ряд, слева направо: Шелли Проско, Роки Херон и Трина Алтман. Нижний ряд, слева направо: Селест Перейра и Ларри Пейн
Верхний ряд, слева направо: Шелли Проско, Роки Херон и Трина Алтман. Нижний ряд, слева направо: Селест Перейра и Ларри Пейн

* – В рамках своей программы "Йога – людям" в этой статье я называю учителя йоги "инструктор" или "она" (да простит меня Пушкин), а ее учеников – "клиенты".

Инструкторам йоги приходится играть множество разных ролей. В общем случае мы ожидаем, что инструктор йоги дает комбинацию таких йога-практик как асаны, пранаямы, медитация и философия йоги. Однако инструкторам часто приходится выполнять и другие роли, включая работу с физической болью и травмами клиентов, консультации по психологическим проблемам, таким как тревога, стресс и депрессия, физические правки в асанах, консультации по питанию и многое другое.

Все ли перечисленные выше области попадают в сферу практики инструктора йоги или только некоторые из них?

Дженни Роулингс, инструктор йоги, и Тревис Поллен, кандидат наук в области здоровья и реабилитации, давно интересуются этой темой.

Они выяснили, что слабый контроль и бессистемный подход к лицензированию деятельности йога-инструкторов создали ситуацию, в которой сфера практики инструкторов допускает ряд толкований. (В США есть Yoga Alliance, но это только глобальный реестр, а не управляющий орган.)

В отсутствие единого управляющего органа далеко не на все вопросы о сфере практики йога-инструкторов можно дать однозначные ответы. Для инструктора, которая хочет себя обезопасить, такая среда может осложнять работу.

Дженни и Тревис опросили пятерых опытных и хорошо информированных участников йога-сообщества:

Шелли Проско и Селест Перейра – инструкторы йоги и лицензированные физиотерапевты.

Роки Херон и Трина Алтман – опытные инструкторы и учителя учителей с многолетним опытом.

Ларри Пейн – пионер американской йога-терапии, президент-основатель Международной ассоциации йога-терапевтов (International Association of Yoga Therapists, IAYT), ученик Т.К.В. Дешикачара.

Нет никаких причин прикасаться к ученикам, никогда.
— Т.К.В. Дешикачар

1) Ваше определение сферы практики инструктора йоги?

ЛАРРИ ПЕЙН: Полагаясь на знания, полученные в ходе обучения, оказывать физическую, ментальную и духовную поддержку при условии, что ваш клиент не испытывает острой физической или эмоциональной боли. Клиент в среднем проводит с доктором 8 минут. С йога-инструктором клиент обычно проводит один час, поэтому клиенты привязываются к вам и ждут, что вы исправите все, что в их жизни не так. Устанавливайте границы.

ТРИНА АЛТМАН: Сфера практики йога-инструктора зависит от ее образования и наличия у нее других лицензий. Например, если у инструктора есть образование физиотерапевта, ее сфера практики может включать контактные правки в рамках индивидуального занятия. Однако, если законодательство штата требует лицензию на контактные правки, такие правки могут быть за пределами сферы практики инструктора, даже если она изучала правки в рамках своего курса подготовки инструкторов (далее КПИ).

Таким образом сфера практики определяется образованием инструктора, а также местным и федеральным законодательством, ограничивающим ее деятельность.

2) Согласятся ли другие западные йога-инструкторы с вашим определением?

ЛАРРИ ПЕЙН: Иски против инструкторов в США множатся. У моего учителя Дешикачара была клиника йога-терапии, которую финансировало правительство Индии. Он принимал пациентов в любых состояниях, включая острую боль, но исков против него в Индии не было. США и Индия очень разные.

СЕЛЕСТ ПЕРЕЙРА: Я считаю, что отсутствие стандартного определения сферы практики и многих других важных определений – главная проблема мира физической культуры. У нас нет воспроизводимого и измеримого подхода к процессу принятия решений.

3) Какие еще практики йога-инструкторов вы считаете выходящими за пределы сферы практики?

РОКИ ХЕРОН: Многие дают клиентам советы по питанию и диете; диагностируют физические, психологические и метафизические травмы и прописывают практики для лечения; дают правки, меняя положение суставов и диапазон движения клиентов с их согласия или без – все это я считаю выходящим за пределы сферы практики инструктора йоги.

Из-за этого клиенты часто просят меня дать совет, поставить диагноз, предложить лечение или дать правки, полагая, что все это – мои области компетенции.

ШЕЛЛИ ПРОСКО: Язык и подсказки, содержащие терапевтические советы.

“Эта поза полезна для седалищного нерва”, “эта дыхательная практика снизит вашу тревожность”, “эта бандха помогает от недержания мочи”, “эта медитация вылечит вашу травму”, “такое выравнивание стабилизирует ваши суставы” или “такое положение вредно для вашего остеоартроза”: такие советы (1) неприменимы в равной мере ко всем и непроверены и (2) подразумевают высокий уровень экспертизы, которого у инструктора, вероятно, нет.
— Шелли Проско

4) Менялось ли ваше мнение о сфере практики инструктора йоги?

РОКИ ХЕРОН: Да. Поскольку на КПИ меня не учили сфере практики, я полагал, что действия более опытных инструкторов не только в моей сфере практики, но и ожидаются от меня как от инструктора. Много лет я пытался узнать как можно больше в перечисленных выше областях (см. вопрос 3), чтобы стать тем, кем, как мне казалось, должен быть инструктор: учителем / магом телесных практик / специалистом по питанию / терапевтом / духовным гуру.

ЛАРРИ ПЕЙН: Да. Лет 40 назад мои клиенты приветствовали прикосновения. Однако в Индии, если не считать йоги Айенгара, прикосновения и контактные правки не поощрялись. Я помню давнюю встречу основателей Американской Винийоги с Дешикачаром в Индии. Он сказал, "Нет никаких причин прикасаться к ученикам, никогда. Назовите мне хоть одну причину.", а я ответил, "Сэр, я из Калифорнии. Некоторые люди хотят, чтобы к ним прикасались." Он очень разозлился на меня, а одна женщина среднего возраста предположила, "Хотят, чтобы к ним прикасался сексуальный молодой мужчина?" Это был очень неловкий момент, который я запомнил навсегда.

5) Как отличаются сферы практики йога-инструктора и йога-терапевта?

ЛАРРИ ПЕЙН: Йога-терапевт работает с клиентами, которым по какой-либо причине (будь то что-то физическое, ментальное или эмоциональное) не подходят групповые занятия. Программа Yoga Therapy Rx в Университете Loyola Marymount, Лос-Анджелес выпустила около 1000 йога-терапевтов за последние 17 лет. Основное правило в работе йога-инструкторов и йога-терапевтов:

Мы не работаем с клиентами с острой болью.
— Ларри Пейн

6) Какие риски возникают для инструкторов и клиентов, когда инструктор выходит за рамки сферы практики?

СЕЛЕСТ ПЕРЕЙРА: Когда клиент откладывает обращение за реальной медицинской помощью, последствия для него могут быть очень серьезными. Поэтому для инструкторов так важно научиться отправлять клиентов за необходимой медицинской помощью. Я получила лицензию физиотерапевта в 2009 году, но до сих пор отправляю клиентов к специалистам, у которых больше опыта.

7) Порекомендуйте, что делать инструктору, когда клиенту нужна помощь за пределами сферы практики инструктора?

ЛАРРИ ПЕЙН: Нужна система рекомендаций. Когда клиенты приходят ко мне на индивидуальное занятие или сеанс терапии, они заполняют форму. Один из вопросов: "Кто из медицинских работников в этом городе оказал вам наибольшую поддержку?" Я налаживаю контакты с медицинскими работниками, которых упоминают особенно часто. Часто они в дальнейшем отправляют ко мне своих клиентов. Многие незаслуженно забывают физиотерапевтов. Часто физиотерапевт может назначить занятия йогой, что обеспечит покрытие йога-терапии страховкой.

По этим ссылкам можно узнать больше об опрошенных инструкторах:

Trina AltmanWebsite / Instagram / Facebook

Rocky Heron Website / Instagram

Larry PayneLoyola Marymount University / Website (Samata International)

Celest PereiraWebsite / Instagram

Shelly ProskoWebsite