Обратите внимание, как привычные порой способы поведения и взаимодействий приводят к накоплению недовольства, ссорам, семейным войнам.
Осуждение.
Например, младший ребёнок осуждает действия старшего, бежит жаловаться маме, значит он не уважает его как старшего. С уважением всё просто: он старше и знает, что делает, я доверяю его действиям и поступкам. Когда начинается осуждение, игнорирование, жалость, восхваление по отношению к старшему, то старший не получает главного: уважения. Если младший жалуется маме на старшего, то выкидывает его из иерархии и напрямую обращается к маме, сам становясь в позицию старшего, имеющего право указывать, что делать.
Игнорирование.
Если младшими игнорируются запреты и замечания старших. Сигнал о том, что старший ребёнок в семье не воспринимается как старший.
Жалость.
Когда маленький защищает перед мамой старшего.
Восхваление.
"Ваня готовится к экзамену, не мешайте ему", и все по квартире ходят на цыпочках.
Проявление подобных ситуаций показывает, что места в семье перепутаны. Каждый член системы не понимает своего места в ней. Неразбериха в голове детей появляется, когда они копируют поведение родителей. Дети смотрят на отношения родителей между собой и то, как они относятся к своим родителям. Женщинам полезно посмотреть на свои отношения с супругом, нет ли в них жалости, игнорирования, восхваления или осуждения, нарушающих иерархию в семье. Тогда и дети между собой меньше ссориться будут, и к родителям отношение будет уважительное.
И второй аспект, отношения с родителями, тоже многогранен. Бывают токсичные родители, манипуляторы, алкоголики и другие неприятные персонажи, от которых лучше держаться подальше. Но отношения с ними должны выстраиваться на спокойном принятии характера и судьбы другого человека, без упрёков, оскорблений и ругани в присутствии детей. Они часто чувствуют себя причиной ссор взрослых. Откуда это желание ребёнка встать на первое место? Если нет ощущения безопасности от взрослых, если не чувствует рядом с собой старших, ему остаётся только взять над ними власть (это бессознательная выживательная программа) с помощью манипуляций. И хотя бы так чувствовать себя рядом с этими людьми безопасно.
Любой человек в системе будет и младшим по отношению к своим родителям, и старшим по отношению к своим детям. Тот, кто не научился подчиняться, никогда не научится управлять. И подчиняться и управлять нужно с заботой и пониманием потребностей домочадцев. Авторитет не появляется потому, что кто-то старше, раньше других родился.
Нужно тотальное доверие и право на ошибку. Ошибки старших детей не обсуждать в присутствии младших.Обнимите своих детей, они хорошие.