В самом полном смысле слова внимательность означает не только присутствие, но также любопытство и интерес, готовность исследовать, как и почему мы думаем и чувствуем так, как мы делаем. Это не более уместно, чем когда речь идет о наших привычках в еде.
Подумайте о вопросах, которые большинство людей не задают себе: насколько я голоден на самом деле? Что нужно моему телу? Насколько сытым я себя чувствую в середине этой трапезы? Поглощаю ли я свою еду или наслаждаюсь ею? Я отказываю себе в еде, которую люблю, потому что считаю ее «плохой»? Эта порция слишком большая или недостаточно?
Осознанность - это то, что мы также можем принести из супермаркета на кухню. Это помогает нам научиться не делать выбор, который автоматически зависит от внешних мыслей, эмоций или импульсов, а вместо этого от нашего собственного внутреннего знания того, что нужно нашему телу.
Ум, как и мышцы, необходимо тренировать, и если этого не делать, он может стать восприимчивым как к эмоциям, так и к привычкам. Мы медитируем, чтобы тренировать ум — чтобы найти пространство для лучшего выбора в интересах нашего общего здоровья, а не формы тела или веса. И отправной точкой для этого сдвига в перспективе является один простой вопрос: каково ваше отношение к еде?
Почему мы едим так как едим?
Отношение каждого человека к пище различно, так же как и его тело. Нет ни одного совершенного способа питаться так же, как нет ни одного совершенного тела. У каждого из нас своя генетика, свой метаболизм, свои предпочтения и приоритеты.
Кто-то наедается, кто-то пасется. Немного перекусить, немного поесть для утешения. Одни недоедают, другие переедают. Некоторые из них - это спортивные кролики, одержимые накоплением лишних килограммов, в то время как другие - диетические наркоманы, одержимые потерей лишних килограммов. Знание того, кто мы есть, и честность с самими собой помогают нам понять, почему мы едим именно так.
Еда сама по себе не прыгает на тарелку с полки. Нужно протянуть руку, чтобы выбрать определенный продукт, и чаще всего это действие основано на наших мыслях и чувствах, связанных с едой, а не на потребностях в питании, режиме или том, что полезно для нашего тела.
Чем больше мы замечаем, как на наше ежедневное потребление пищи влияют эти мысли и эмоции, тем больше мы замечаем эти паттерны и то, как мы были обусловлены на протяжении многих лет. Чем больше мы осознаем эти ранние влияния, тем лучше мы можем решить, что и когда мы будем есть. То, что мы едим, - это наше и только наше дело, но осознанное питание помогает нам определить, что правильно для нашего тела и нашего здоровья.
Для людей, которые недоедают, эффект этого осознания может заключаться в том, что они могут есть больше; для людей, которые склонны переедать, они могут потреблять меньше. Другие могут обнаружить, что их пищевые привычки остаются прежними, в то время как их мышление о еде меняется. В этом отношении осознанное питание является уравнителем, позволяющим нам найти баланс в том, как мы относимся к пище.
Приведение осознанности к столу
У каждого из нас есть свои собственные установки и модели поведения в отношении пищи, независимо от того, связано ли это с генетикой, обстоятельствами или семейными условиями. Осознание этих истоков обеспечивает основу для осознанного питания, но единственный способ понять наши отношения с пищей - это провести время с этими отношениями.
Осознанность вводит паузу, чтобы помочь нам, простите за тавтологию, осознать наше собственное принятие решений. Это почти как если бы мы замедляли запись, чтобы увидеть наш процесс поэтапно: сигналы, эмоции, которые включаются, и все сенсорное воздействие еды. Только когда мы перестаем замечать эту цепочку событий, мы можем начать менять свое поведение или думать о еде.
Обладая таким наблюдательным сознанием, мы с большей вероятностью увидим, насколько мы временами реактивны или импульсивны. Это навык, который дает осознанность, а это значит, что мы можем заранее продумать свой выбор пищи. Привнося больше планирования в наш список продуктов, меню ресторана или кухню, мы менее склонны испытывать чувство вины или стыда за свой сбалансированный выбор.
Как только мы сможем проследить наши эмоции вокруг еды и признать динамику в этой игре, мы будем лучше подготовлены, чтобы подавить любое представление о том, что некоторые продукты “хорошие”, а другие “плохие”. Наблюдая таким образом ум, мы можем освободиться от эмоций, подпитывающих наши привычки. Мы не должны есть свои чувства, и в тех случаях, когда мы это делаем, мы узнаем, что нам не нужно бить себя за это.
Представьте себе, каково это - больше не быть ведомым нашим внутренним диалогом о еде. Вместо этого представьте себе более уравновешенное, беззаботное отношение, свободное от оков плохого питания. Отходя от нездоровых представлений о еде, мы вырабатываем устойчивый и сбалансированный подход к тому, как мы едим и как выглядим. По сути, мы должны перевоспитать самих себя.
Пища для размышлений
Как часто вы думаете о еде в тот или иной день? Например, по дороге на работу вы можете проехать мимо фруктового киоска. Или, может быть, в середине утра ваше внимание переключается на то, что вы собираетесь съесть на обед? Может быть, вы жаждете большого сочного бифштекса вечером. Или, может быть, все, о чем вы можете думать, возвращаясь домой, - это спелый персик, ожидающий вас на прилавке.
За все эти мысли нельзя винить еду. Еда - это просто объект нашего восхищения и жажды. Оно не властно над нами само по себе. Сила покоится в наших эмоциях, обусловленности и решениях. Мы невольно приучили себя прислушиваться к голосам в нашей голове, голосам из прошлого и сообщениям, которые мы усвоили из средств массовой информации. Мы можем ограничивать себя, потому что одержимы идеей похудеть, или мы можем есть все, что лежит у нас на тарелке, потому что это то, что внушил нам какой-то взрослый.
Без понимания мыслей и эмоций, связанных с нашими отношениями с пищей, не может быть места для перемен. Одно из самых больших осознаний, которое приходит с осознанным приемом пищи, заключается в том, насколько сильно на нас влияет то, что мы думаем и чувствуем. Еда - это топливо. Она нужна нам, чтобы жить. Как только мы научимся управлять своими мыслями и эмоциями, связанными с едой, мы ослабим ее власть над нами и научимся не судить себя так сурово. Мы понимаем, что большая часть нашего поведения - это разум над материей и что мы можем добраться до места, где еда не является таким большим источником стресса.