Как правильно, на мой взгляд, читать Булгакова.
Курсивом выделены цитаты из повести.
...В Москве и хоть какие-нибудь мозги у вас в голове имеются, вы волею-неволей выучитесь грамоте, и притом безо всяких курсов. Из шестидесяти тысяч московских первоклашек разве уж какой-нибудь совершенный идиот не умеет сложить из букв слово «колбаса».
Интересно, найдётся сейчас хотя бы один ребёнок, который в Москве поступая в школу совершенно не умея читать?
...Про». Но дальше шла пузатая двубокая дрянь, неизвестно что обозначающая.
Это ученик про название своего учителя? Или этим автор показывает своё отношение к профессору.
«Неужто пролетарий? — ....Ученое слово, а Бог его знает, что оно значит».
А Вы вполне уверенны, что все нынешние обладатели дипломов, учёных степеней, званий соответствуют им?
Далее:
«Эн, нет… — мыслено взвыл ученик — извините, не дамся!
Обратите внимание на слово извините, ребёнок то воспитанным в школу попал.
— Куда ты, черт лохматый?! — кричала отчаянно Зина. — Вот окаянный!
«Где у них черная лестница?..» — соображал ученик....
Извиняюсь, а любой ребёнок сохранит самообладание в неизвестной обстановке, когда на него орут и обзываются?
Он размахнулся и комком ударил наобум в стекло, в надежде, что это вторая дверь.
ребёнок же...
Настоящая дверь распахнулась.
— Стой! С-скотина, — кричал господин, прыгая в халате, надетом в один рукав, и хватая ученика за ноги. — Зина, держи его за шиворот, мерзавца!
конечно же мерзавец, банку то сумел разбить.
Затем личность навалилась на ученика сверху животом, причем ученик с увлечением тяпнул ее повыше шнурков на ботинке. Личность охнула, но не потерялась. Тошнотворная мерзость неожиданно перехватила дыхание ученика, и в голове у него завертелось, потом ноги отвалились, и он поехал куда-то криво и вбок. «Спасибо, кончено, — мечтательно думал он, валясь прямо на острые стекла. — Прощай, Москва! Не видать мне больше Чичкина и пролетариев и краковской колбасы. Иду в рай за собачье долготерпение. Братцы, живодеры, за что ж вы меня?»
Естественно, как у любого взрослого человека, тем более ребёнка, после проявленного относительно него насилия со стороны, будет, в том или ином виде, проявляться протест и противоборство относительно стороны насилие проявившее.
И даже у абсолютно нормальных детей это может происходить не один раз за период взросления.
Протест ребенка направлен не против конкретного взрослого, а против образа жизни. Ребенок начинает отрицать все, что он спокойно делал раньше. Ему ничего не нравится, он не хочет идти с мамой за ручку, отказывается чистить зубы, надевать тапочки и пр. Он как бы бунтует против всего, с чем имел дело раньше.
- Л. С. Выготский подчеркивал, что за всяким негативным симптомом кризиса «скрывается позитивное содержание, состоящее обычно в переходе к новой и высшей форме». Положительными личностными приобретениями детей на данном этапе развития является становление нового уровня самосознания, стремление к самостоятельности, развитие активности, волевых качеств, установление со взрослыми новых и более глубоких отношений в общении, игре, познавательной и предметной деятельности, в которой велика значимость положительной оценки родителями личных достижений, успехов детей.
Ну и как Вам далее по тексту профессор в качестве родителя и педагога?
Насчёт сцены с книгой, которую было приказано сжечь: "переписке Энгельса с Каутским" - это шедевр. С начала спрашивают мнение о прочитанном, а потом возмущаются, на каком основании ученик даёт советы учителю? Ну да, университетское образование профессор получил, а вот формальной логикой так и не обзавёлся.