«Золотой орел» за лучший фильм, «Ника» в категории «лучший режиссер», четыре приза Берлинского кинофестиваля и множество других наград и номинаций престижнейших конкурсов. Захватывающая и невероятно напряженная история конфликта двух противоположностей, вынужденных терпеть друг друга в экстремальных условиях Заполярья.
На острове в Северном ледовитом океане живут двое. Сергей, бывалый начальник станции и Павел, молодой стажер, которого привели на край света мечты о романтических подвигах. Приключения, однако, не случилось – на станции скучно, вокруг серость и холод. А самое главное, напарник оказался нелюдимым, необщительным, суровым дядькой. И вот однажды, когда этот угрюмый и опасный на вид тип уходит на рыбалку, Павел получает по рации ужасные новости, которые ему совершенно не хочется сообщать Сергею. Одно цепляется за другое, и Паша по уши погрязает в тягучей паутине собственной лжи, иллюзорных страхов и недомолвок, которые приводят к самому настоящему конфликту.
Сюжет этого удивительного фильма построен на крайне тонких материях. В нем нет привычного выпуклого киношного конфликта, в котором герои без обиняков вываливают страшную правду, пытаются убить или покалечить друг друга – все гораздо страшнее. Догадки, домыслы, наблюдения и подозрения, полугодичная вахта в компании брутального мужика – и хипстер Павел начинает страдать паранойей, а вместе с ним начинает чего-то бояться и зритель. В кадре может не происходить ничего страшного, но предчувствие опасности накрывает с головой, паника подбирается все ближе, протягивая липкие руки.
Мастерству режиссера хочется аплодировать, так мастерски нагнетать атмосферу мало кто умеет. Нельзя так же не заметить, что постановщик и сценарист старательно избегают однозначных выводов – ни одного из их героев нельзя воспринимать однозначно хорошим или однозначно плохим. Хочется сочувствовать одному, ненавидеть другого, а уже в следующую минуту все меняется с точностью до наоборот. Интерес поддерживается не только саспенсом, фильм хочется досмотреть до конца, в том числе и для того, чтобы понять, кто же из них действительно полный урод, а кто – жертва обстоятельств.
И ничего бы из этого, конечно, не сработало, не найди авторы фильма таких замечательных актеров – их же по большей части всего двое в кадре, так что выложиться им пришлось по полной. И Григорий Добрыгин из «Черной молнии» и Сергей Пускепалис, которого теперь все знают благодаря роли в «Метро» – настоящие молодцы – так посчитало и жюри Берлинского кинофестиваля, наградив обоих «Серебряными медведями».
Ну и, еще один персонаж заслуживает признания, хоть он и неодушевленный. Речь идет о, как принято говорить, суровой, но прекрасной северной природе. Без такого грандиозного и вместе с тем пугающего фона история бы не заиграла столь яркими красками: «Золотой орел» и номинация на приз Европейской киноакадемии за лучшую операторскую работу – тому подтверждение.
Спасибо, что заглянули! Мы любим кино и любим о нем писать. Всегда рады лайкам и новым подписчикам!