Найти тему

Неизвестные цифры Острогожско-Россошанской наступательной операции: потери наши и врагов

Про Острогожско-Россошанскую операцию написано вроде бы много, но как только речь заходит о потерях, все авторы как-то вдруг меняют тему. Причём, это касается не только историков, но и во множестве отчетов штабов, от фронтового до дивизионного, тему потерь стараются избегать. Я даже в одном из отчетов 3-й танковой армии встретил совершенно удивительную фразу «потери были невелики» — мне до этого казалось, что в серьёзных документах, отчетах об операции, так писать несерьёзно.

Словом, если кто-то решиться найти данные о потерях Красной Армии в этом наступлении, то это очень непросто. Но я попробую.

Обратившись к справочнику «Россия и СССР в войнах XX века: Потери вооруженных сил» под редакцией Г.Ф. Кривошеева, вы обнаружите там сразу общие данные по трём операциям Острогожско-Россошанской, Воронежско-Касторненской и Харьковской. Согласно справочнику, потери Воронежского фронта составили в этих трёх операциях 97715 человек.

Наши потери в операции по данным справочника Н. Шефова «Битвы России» составили 4,5 тыс. убитых. В Википедии, ссылаясь на того же Шефова приписали к этой цифре 28,5 тыс. раненых, хотя в справочнике этой цифры нет.

Встречается цифра в 33 тысячи убитых и раненых.

В издании «Танковые армии в бою», указано, что потери 3-й танковой армии составили 11902 человека, в том числе 3016 убитыми и умершими от ран, а также 58 танков и 60 орудий.

Как я уже написал, даже в архивных документах крайне трудно найти данные о потерях в этой операции.

Потери Воронежского фронта составили за январь 1943 года 54137 человек, из них убито — 13086 и ранено — 34797. Но в январе фронт проводил сразу две наступательные операции, и данные по потерям на каждую операцию отдельно не указывал. Если исходить из того, что в следующей Воронежско-Касторненской операции потери фронта составили 33363, то на Острогожско-Россошанскую приходится немногим более 20 тысяч. Но эти цифры и нуждаются в более подробном изучении.

В январе, что тоже интересно, фронт получил пополнения 2016 человек для тыловых служб и 6288 для боевых. В феврале (для восполнения январских потерь) фронтом было получено более 48 тысяч пополнения.

Есть также и потери 3-й танковой армии. Они за январь составили 28 295 человек, в том числе 8277 убитых, 17 204 раненых и 1792 без вести пропавших. Безвозвратно было потеряно 34 танка. В ходе всей операции (включая бои за Харьков), армия получила 22 561 человека пополнения и 22 танка Т-34.

Потери 18-го корпуса с 10-го января по 10-е февраля составили 11966 человек, в том числе 1821 убитый.

Ясно, что разгром противника в Острогожско-Россошанской наступательной операции выбил из рядов наших войск больше двадцати тысяч человек. Это не очень высокий уровень потерь, в сравнении с другими наступлениями, но это ведь конкретные тысячи людей, погибших или ставших инвалидами.

Теперь давайте посмотрим потери наших противников. В большинстве источников встречается цифры в 52 тысячи убитых и 71 тысячу пленных. Есть и другие цифры:

В боях с 13 по 27 января войска Воронежского фронта взяли в плен свыше 86 тыс. солдат и офицеров противника.

Но я так и не понял, с какого именно потолка их взяли.

Что касается первых данных, то с ними понятно. Согласно отчету штаба Воронежского фронта, было взято в плен 71 450 человек, из них 5800 немцев, 27 000 итальянцев, 38 650 венгров. Уничтожено до 52 000 солдат и офицеров.

Количеству указанных пленных в таких документах стоит верить, поскольку их же размещать надо, кормить и пр., тут преувеличивать себе может оказаться дороже.

Количество убитых обычно завышено, причём и по объективным причинам тоже.

Потери 2-й королевской армии по венгерским данным с 12-го января по 26-е февраля составили 8787 убитых, 16497 раненых, 2582 пленных и 77288 пропавших без вести. В числе последних, видимо, много пленных. Всего же армия лишилась 105085 человек. То есть больше половины личного состава. Было потеряно 110000 винтовок, 2900 пулемётов, 400 81-мм миномётов, 460 противотанковых и 380 полевых орудий, 5600 автомобилей, 190 единиц бронетехники и тягачей, 56000 лошадей и пр.

Так что указанным выше советским данными венгерские не противоречат.

Оценить потери итальянцев я так и не смог. Не в силу лени, а поскольку они сами точно не могут выделить потери Альпийского корпуса. Тем более, что кроме находившегося на том участке фронта этого самого корпуса, там были и остатки прочих разгромленных ранее частей 8-й итальянской армии. Вроде как общее количество итальянских солдат и офицеров к началу нашего наступления оценивается в 57 тысяч, уцелело из них примерно 20-25 тысяч.

То есть можно сказать, что и итальянские данные советским не противоречат. Вполне могло быть 27 тысяч пленных итальянцев. Тем более что тогда ещё оставались некоторые окруженные ранее итальянские части: остатки трёх дивизий, окружённые в Чертково (около 7 тыс. человек), гарнизон в Миллерово (12 тыс. итальянцев и немцев) и гарнизон на аэродроме в Гартмашевке, 12 км юго-западнее Кантемировки. Они тоже могли попасть в указанное число пленных.

Что касается немцев, то тут всё сложно.

Потери немецкого 24-го танкового корпуса с 10-го по 31-е января составили по 10-дневным сводкам 569 убитых, 1429 раненых и 780 пропавших без вести, то есть всего выбыло 2778 человек.

Потери 2-й армии Вермахта за тот же период — 323 убитых, 986 раненых и 268 пропавших без вести.

У меня эти цифры вызывают сомнение существенные. К началу операции 385-я и 387-я пехотные дивизии немцев имели по 8-9 тысяч человек, к концу января в них осталось по 3-4 тысячи. Может быть их где-то учли в другом месте, но вообще-то они входили в состав 24-го танкового корпуса, по которому сводки есть.

Потери немцев, конечно, намного больше, так как это указаны лишь сухопутные войска. В это число по определению не входят части СС, хотя группа Фогеляйна могла быть учтена в составе 24-го танкового корпуса, но её численность крайне невелика, а других подразделений войск СС не принимало участие. В это число не входит персонал Люфтваффе, а судя по списку имеющихся в том районе подразделений (одних строительных батальонов было десять штук, то есть 5-6 тысяч человек), там могло быть несколько тысяч человек, которые попали почти все под удар наших войск и пополнили список погибших и пленных.

Кроме того, в том районе могло быть немало всяких полицейских частей, из местного населения или военнопленных, а также разные строительные и рабочие части из поляков, чехов и наших бывших сограждан. Которых немцы не учитывали вообще, а по нашим данным они тоже вошли в число немецких потерь.

Потому количество немецких пленных тоже не вызывает сомнения. Одних строительных батальонов Люфтваффе бы хватило.

Что касается полусотни тысяч убитых… Если взять данные по венграм, то учитывая венгерские данные по убитым и пропавшим без вести, и наши данные по венгерским военнопленным, получаем следующую арифметику. Из 77 тысяч пропавших без вести, в плен, видимо, попало почти 36 тысяч, стало быть погибло около 41 тысячи. Плюс к ним 8787 убитых по венгерским данным, можно получить почти 50 тысяч. Хотя многие могли погибнуть не в ходе операции, а когда спасались бегством по заснеженным донским степям.

Исходя из того, что больше всего было венгерских войск, можно смело говорить, что было убито немцев, венгров и итальянцев больше 50 тысяч, так что цифры 52 тысячи можно считать наиболее достоверной. До тех пор, пока кто-нибудь не найдёт более точные данные.

Ну и немного документов, как обычно:

Все статьи, связанные с боевыми действиями на воронежском направлении, будут идти под тэгом #битвазаворонеж

Рекомендую также мою статью по теме потерь в операциях Великой Отечественной:

Почему прорыв Блокады был связан с такими огромными жертвами?