Тема гражданского оружия стала "топовой" на фоне трагических событий и изменения законодательства. И, естественно, многие телепередачи и ю-туб каналы сняли об этом ток-шоу, или различные виды монологов, выступлений и дебатов. А неотъемлемой частью этого действа являются эксперты.
Как журналист я понимаю, что тяжело найти какого-то эксперта в подобном вопросе. Учёных, занимающихся такой повседневной проблематикой и имеющих признанное имя, нет. И большинство пошло по пути использования в качестве экспертов бывших силовиков, которые все как один за то или иное ужесточение законодательства и против гражданского оружия. С одной стороны логично, эти люди с оружием связаны тесно значительную часть своей жизни. С другой, мне этот подход очень не нравится, и я объясню почему. При этом я не подвергаю сомнению богатый и суровый жизненный опыт подобных экспертов, просто надо понимать, что он не применим напрямую, когда речь о простых людях.
Бывшие силовики имеют свою сильную проф-деформацию и корпоративную солидарность. Они, в среднем, конечно, привыкли смотреть на происходящее, как на работу. Ну ок, не на "работу", а на "службу". Вот ты сидишь на службе, тихо всё, спокойно, отпуск на носу. А тут тебе какие-то гражданские "терпилы" проблем доставляют, что-то требуют делать, какие-то проверки сейфов, бумажки, справки... Или вот простое ограбление, вдруг превратилось в "перестрелку" - снова проблемы. Кому это всё нужно, с точки зрения полицейского? Ему точно не нужно.
Рядом бывшие спецназовцы, ветераны "альфа-собр-омон" вообще рассказывают, что лучшее оружие - кулак. И их тоже можно понять, когда ты всю свою взрослую сознательную жизнь занимаешься физической и боевой подготовкой, включая рукопашную, то ты среднего преступника можешь и руками положить. Даже круче, чем с помощью оружия. Руки всегда при себе, неожиданность и вот это всё. И с полицейским из прошлого примера, так проще общаться потом. Тем более, что полицейский тоже не чужой тебе человек, а почти коллега.
Военные привыкли к тому, что под их началом толпа молодых и не всегда адекватных людей находится среди массы факторов риска, а за их жизни надо отвечать. Поэтому у каждого в запасе есть 110 историй про неосторожное обращение с оружием и про важность охраны оружейной комнаты. Особенно, от задолбанных жизнью и службой нестабильных дураков. И когда такие слышат про то, что дома у кого-то может быть оружие, то перед их глазами проскакивает такое количество флэш-бэков, что можно понять страх перед гражданским оружием.
Все эти люди смотрят на мир вокруг глазами уставшего участкового, полицейского спецназа или военкома. Проблема в том, что никто из них не смотрит на мир глазами жертвы преступления. Типа "гражданское оружие осложняет работу полиции". Хорошо, мы все понимаем, что проще расследовать одно лишнее преступление, чем зарегистрировать 100 единиц гражданского оружия. Проще, но не для жертвы этого преступления, согласитесь.
И всё это тоже важный жизненный опыт, справедливый и обоснованный. Но как он соотносится с жизнью простого, среднего человека? Такого, который не занимался 20 лет физухой и рукопашкой. Который не боец спецназа (если не считать контр-страйк). Который, в конце-концов, имеет рост не 1,85 и вес 95 кг, а имеет рост 1.70 и вес 70, и работает не тренером по рукопашке, а... например программистом.
Поэтому, если задуматься, то куча советов и мнений ветеранов-экспертов часто делаются либо не понятно для кого, либо для таких же ветеранов. Я сейчас не высказываюсь за ужесточение или за ослабление оружейных законов. Просто надо наконец-то чётко понять, что "эксперты" в данном вопросе нужны разные. Если речь о тактике боя в здании, давайте спросим спецназовцев, они лучше знают. А если речь о том, что делать простому, среднему человеку для безопасности, давайте с определённым скепсисом относиться к опыту людей, которые всю жизнь профессионально готовились к бою.
Вот, на фото ниже, жена автора канала. И я абсолютно уверен, что все рассказы о том, насколько лучше ей для обороны дома и ребёнка было бы использовать навыки рукопашки, просто ни о чем. А вот стреляет она нормально.