Найти в Дзене

Жаркое кино

«Жаркое кино», - говорят о фильмах, где есть откровенные сцены с обнажёнными исполнителями. Но иногда жара не синоним чувственности, а явление природы. Она настолько сильно влияет на всё, происходящее на экране, что может считаться участником съёмок.

Вспомним советские фильмы, где жара не просто создаёт фон, а становится то движущей, то замедляющей силой сюжета.

Кадр из фильма "Тринадцать"
Кадр из фильма "Тринадцать"

«Тринадцать» (режиссёр Михаил Ромм, 1936 год)

Удивительная история создания этой картины, ставшей ремейком фильма Джона Форда «Потерянный патруль», а позже по мотивам «Тринадцати» была снята лента с Хамфри Богартом, признанным лучшим актёром американского кино. А началось всё с того, что Сталин посмотрел «Потерянный патруль» - фильм о том, как англичане до последнего бойца и до последнего патрона сражаются с арабами, которые не дают им покоя. Вождь высказал пожелание: нужно снять примерно такое же кино о наших пограничниках.

По сюжету десять демобилизованных красноармейцев, а вместе с ними командир погранотряда, его жена и старик-геолог едут по пустыне к железнодорожной станции. Они находят пустой колодец, а в нём пулемёты, которые должны забрать басмачи. Невозможно позволить бандитам спокойно уйти с оружием, но силы не равны… В итоге из тринадцати в живых остаётся всего один.

Кадр из фильма "Тринадцать"
Кадр из фильма "Тринадцать"

Съёмки проходили в пустыне Каракум, в двадцати километрах от Ашхабада. Жара стояла невыносимая, термометр показывал +70 С. После каждой съёмки приходилось чистить аппаратуру от набившегося мелкого песка. Из-за жары с плёнки сползала эмульсия – часть отснятого материала забраковали.

Один из актёров заболел пустынным помешательством – пришлось отправить его домой. У Ромма возник конфликт с будущим кумиром миллионов зрителей, а в ту пору молодым, начинающим актёром Николаем Крючковым. Режиссёр снял его с роли. Поэтому в фильме действует отряд из двенадцати, а не тринадцати человек. Большая часть кадров с Крючковым в картину не вошла. Сыгравшая жену командира Елена Кузьмина стала женой режиссёра.

Приехав в Москву и начав осматривать материал, Ромм обнаружил, что «в самом материале не чувствовалось ни жары, ни жажды». Как писал удивлённый режиссёр, «на экране было прохладно». Пришлось насыпать в павильоне песок и снимать крупные планы.

Кадр из фильма "Белое солнце пустыни"
Кадр из фильма "Белое солнце пустыни"

«Белое солнце пустыни» (режиссёр Владимир Мотыль, 1970 год)

Как и в «Тринадцати»,герой, красноармеец Сухов возвращается домой. Как и в фильме Ромма, возвращение приходится отложить – Сухову поручают охранять жён предводителя басмачей Чёрного Абдуллы. Женщины воспринимают Сухова как нового мужа, а его помощник, молодой боец Петруха, влюбляется в одну из женщин, даже ни разу не увидев её лица.

Один из первых вариантов сценария так и назывался - «Спасите гарем». Долго и упорно пришлось искать режиссёра, которого увлекла бы эта история. Снимать картину предлагали многим, даже оставшемуся без работы в то время Андрею Тарковскому, но он отказался. В итоге режиссёром был утверждён Владимир Мотыль.

Часть съёмок проходила на побережья Каспийского моря в Дагестане. Самую известную сцену, где Сухов-Кузнецов откапывает из песка Саиа-Мишулина снимали в Сары-Кум, одной из крупнейших песчаных дюн не только в Советском Союзе, но и на всём континенте.

Судьба картины складывалась драматично: из-за перерасхода средств её собирались закрыть, а режиссёра обвинили в профессиональной непригодности. Чтобы доснять материал, потребовалась вторая командировка – на этот раз на восточный берег Каспия, в Туркмению. У фильма появилась новая концовка, а роль одной из жён, Гюльчатай, поручили другой актрисе – студентке Вагановского училища Татьяне Федотовой.

Кадр из фильма "Белое солнце пустыни"
Кадр из фильма "Белое солнце пустыни"

В «Белом солнце пустыни» чувствуется невероятный жар, от которого некуда укрыться. Ощущение нахлынувшей жары особенно сильно на контрасте со сценами, где на фоне русской природы появляется суженая Сухова – любезная Катерина Матвеевна. Там – прохлада и свежесть, в пустыне – песок и зной. Свести их вместе был призван товарищ Сухов, герой, который с упрямством Одиссея стремится к своей Пенелопе в сарафане.