«Жаркое кино», - говорят о фильмах, где есть откровенные сцены с обнажёнными исполнителями. Но иногда жара не синоним чувственности, а явление природы. Она настолько сильно влияет на всё, происходящее на экране, что может считаться участником съёмок.
Вспомним советские фильмы, где жара не просто создаёт фон, а становится то движущей, то замедляющей силой сюжета.
«Тринадцать» (режиссёр Михаил Ромм, 1936 год)
Удивительная история создания этой картины, ставшей ремейком фильма Джона Форда «Потерянный патруль», а позже по мотивам «Тринадцати» была снята лента с Хамфри Богартом, признанным лучшим актёром американского кино. А началось всё с того, что Сталин посмотрел «Потерянный патруль» - фильм о том, как англичане до последнего бойца и до последнего патрона сражаются с арабами, которые не дают им покоя. Вождь высказал пожелание: нужно снять примерно такое же кино о наших пограничниках.
По сюжету десять демобилизованных красноармейцев, а вместе с ними командир погранотряда, его жена и старик-геолог едут по пустыне к железнодорожной станции. Они находят пустой колодец, а в нём пулемёты, которые должны забрать басмачи. Невозможно позволить бандитам спокойно уйти с оружием, но силы не равны… В итоге из тринадцати в живых остаётся всего один.
Съёмки проходили в пустыне Каракум, в двадцати километрах от Ашхабада. Жара стояла невыносимая, термометр показывал +70 С. После каждой съёмки приходилось чистить аппаратуру от набившегося мелкого песка. Из-за жары с плёнки сползала эмульсия – часть отснятого материала забраковали.
Один из актёров заболел пустынным помешательством – пришлось отправить его домой. У Ромма возник конфликт с будущим кумиром миллионов зрителей, а в ту пору молодым, начинающим актёром Николаем Крючковым. Режиссёр снял его с роли. Поэтому в фильме действует отряд из двенадцати, а не тринадцати человек. Большая часть кадров с Крючковым в картину не вошла. Сыгравшая жену командира Елена Кузьмина стала женой режиссёра.
Приехав в Москву и начав осматривать материал, Ромм обнаружил, что «в самом материале не чувствовалось ни жары, ни жажды». Как писал удивлённый режиссёр, «на экране было прохладно». Пришлось насыпать в павильоне песок и снимать крупные планы.
«Белое солнце пустыни» (режиссёр Владимир Мотыль, 1970 год)
Как и в «Тринадцати»,герой, красноармеец Сухов возвращается домой. Как и в фильме Ромма, возвращение приходится отложить – Сухову поручают охранять жён предводителя басмачей Чёрного Абдуллы. Женщины воспринимают Сухова как нового мужа, а его помощник, молодой боец Петруха, влюбляется в одну из женщин, даже ни разу не увидев её лица.
Один из первых вариантов сценария так и назывался - «Спасите гарем». Долго и упорно пришлось искать режиссёра, которого увлекла бы эта история. Снимать картину предлагали многим, даже оставшемуся без работы в то время Андрею Тарковскому, но он отказался. В итоге режиссёром был утверждён Владимир Мотыль.
Часть съёмок проходила на побережья Каспийского моря в Дагестане. Самую известную сцену, где Сухов-Кузнецов откапывает из песка Саиа-Мишулина снимали в Сары-Кум, одной из крупнейших песчаных дюн не только в Советском Союзе, но и на всём континенте.
Судьба картины складывалась драматично: из-за перерасхода средств её собирались закрыть, а режиссёра обвинили в профессиональной непригодности. Чтобы доснять материал, потребовалась вторая командировка – на этот раз на восточный берег Каспия, в Туркмению. У фильма появилась новая концовка, а роль одной из жён, Гюльчатай, поручили другой актрисе – студентке Вагановского училища Татьяне Федотовой.
В «Белом солнце пустыни» чувствуется невероятный жар, от которого некуда укрыться. Ощущение нахлынувшей жары особенно сильно на контрасте со сценами, где на фоне русской природы появляется суженая Сухова – любезная Катерина Матвеевна. Там – прохлада и свежесть, в пустыне – песок и зной. Свести их вместе был призван товарищ Сухов, герой, который с упрямством Одиссея стремится к своей Пенелопе в сарафане.