Что нужно сделать, чтобы автомобиль не ржавел? Рецептов много: использовать бесконтактную мойку, избегать поездок по зимним, залитым реагентами магистралям, покрывать кузов после мойки специальным воском. Но все-таки самый действенный способ – правильно покрасить автомобиль. От качества покрасочных материалов и правильности соблюдения всех технологических норм долговечность кузова зависит напрямую.
Неслучайно окраска – один из самых сложных и дорогих процессов в производстве современного автомобиля. Проследим путь кузова «ГАЗели» в покрасочном цехе. На ГАЗе эту работу выполняет автоматизированный окрасочный комплекс производства немецкой фирмы Eisenmann.
По рецепту Конька-Горбунка
Иван, герой сказки «Конек-Горбунок», искупался в трех котлах, чтобы стать записным красавцем. У автомобильного кузова путь к красоте подлиннее, тут тремя котлами не обойтись. Как вы думаете, во сколько ванн последовательно погружается кузов «ГАЗели NEXT»? Нет, не в три, не в пять и даже не в семь. А в целых 13!
Первые ванны – это промывка деталей. Специальные составы удаляют окиси, жир и другие загрязнения, которые мешают краске ложиться на поверхность как следует.
За промывкой следует фосфатирование. Это процесс покрытия металла тонкими пленками из фосфорнокислых солей. Такие соли не растворяются в воде и органических растворителях, благодаря чему образуют первый защитный слой. Но все-таки главная их задача – не столько защитить металл от коррозии, сколько создать основу для надёжного прилегания краски. Поверхность фосфатной пленки – шершавая, а структура – пористая, она состоит из множества крохотных кристаллов соли. Благодаря этому фосфатные пленки отличаются хорошей адгезией.
Следующий этап… нет, еще не покраска. Приходит время катафорезного грунтования. Грунт мало просто нанести на кузов, надо закрепить его максимально прочно. Для этого используется сложный химический процесс, который происходит в специальных ваннах с грунтовым раствором.
На металлический кузов автомобиля подают отрицательный электрический заряд, а на саму ёмкость – положительный. Происходит электролитическая реакция, в результате которой положительно заряжённые частицы плотным слоем оседают на отрицательно заряженном металле. Катафорезная обработка – один из ключевых элементов защиты кузова, она увеличивает стойкость металла к коррозии в 10-15 раз.
Три зоны обдува
Далее следует этап герметизации. Чтобы обеспечить герметичность, все соединительные швы покрываются специальными составами. Обработанный кузов поступает в сушильную камеру. С ними тоже все далеко не так просто. Режим сушки подбирается в зависимости от типа краски: обычная и «металлик» требуют разных условий. Воздушные потоки в камере разбиты на три отдельные зоны. Благодаря этому можно сушить разные части кузова при различной температуре.
После сушки кузов покрывается вторичным грунтом и только тогда отправляется на окраску.
Рука механического художника
Наконец мы подходим к собственно окраске. Лакокрасочное покрытие как снаружи, так и изнутри наносят шестиосевые промышленные роботы французской фирмы Sames. На один кузов приходится сразу 11 механических работников.
При этом отдельные программы окраски имеются не только для разных типов кузова, но и даже для разных цветов. В каждом случае роботы двигаются по своим, строго рассчитанным траекториям. Благодаря этому краска ложится равномерно, а человеческий фактор полностью исключается.
Дополнительно скрытые полости кузова обрабатываются антикоррозийными и восковыми составами. Возможность «гниения» из-за собравшейся влаги минимизируется.
Чтобы краска лежала ровно и держалась долго, в нее не должны попадать никакие посторонние примеси. Даже самая мелкая пыль может все испортить. Именно поэтому весь воздух в покрасочной камере проходит многоуровневую очистку. Три последовательных фильтра отсеивают посторонние частицы, тонкость очистки достигает 1 микрона. То есть пылинка размера большего, чем одна тысячная доля миллиметра, в камеру не попадет ни под каким видом. Для большей надежности в покрасочной камере создается избыточное давление, чтобы наружный воздух гарантированно не смог оказаться внутри.
Заключительный штрих
В советские времена только что вышедшую из-под кисти мастера картину оценивал строгий худсовет. У нас тоже есть свой «художественный совет»: каждый кузов, покидающий покрасочный цех, проходит строгий контроль. Качество красочного покрытия и соответствие цвета проверяются по специальным эталонным образцам. Контролируется любая мелочь, чтобы вы были уверены: за ГАЗом не заржавеет!
Хотите убедиться, что все выглядит именно так, как описано? Смотрите видео: https://www.youtube.com/watch?v=njUqD9dLhoc
#газ #газель #авто #транспорт #покраска авто