Одна из увлекательных тем поклонников «России, которую мы потеряли» - «упущенная в последний момент» победа в Первой Мировой войне. «Ведь оставалось бы еще чуть-чуть и всем бы надавали». Наверное, как перед этим в японскую, где тоже «не проиграли», просто политики мир заключили раньше времени. А то бы «мы», на диванах главного калибра всех бы обязательно победили.
В реальности сложно до невозможности победить, когда неудачи преследуют во всех боевых столковениях на суше и на море, если говорить о русско-японской войне. В Великой войне все было, конечно, по-другому - провалы чередовались с тактическими успехами вроде Брусиловского прорыва. Но говорить о «без пяти минут победе, проданной большевиками» странно. Тем более, что большевики к проигранной войне имели как раз небольшое отношение. Нашлось кому справиться с задачей и без них.
И начать тут надо с исходных данных, очень хорошо описанных британским атташе при русской армии Альфредом Ноксом. Вот что он писал о состоянии России перед началом и во время боевых действий:
«… На сто квадратных миль в России было всего полмили железных дорог (для сравнения в Англии эта цифра составляла 20 миль). Имея прекрасную разветвленную сеть внутренних вод, эта страна практически не располагала каботажным флотом, который мог существенно ослабить транспортное напряжение. То, что имелось, было слабо развито и плохо управлялось.
Из многочисленных русских портов… с началом войны осталось только два – Архангельск и Владивосток. При этом Архангельск в течение полугода был закрыт для судоходства. Непосредственно к этому порту вела единственная узкоколейная железная дорога… В первые три года войны в среднем ежегодно в русские порты заходило по 1250 судов, в то время как в порты Великобритании еженедельно прибывало по 2200 судов…
Россия с ее 180 миллионами населения имела примерно в 150 раз меньше предприятий, чем Великобритания. В стране катастрофически не хватало оборудования, станков и подготовленного персонала…»
Откуда бы все это взялось в годы войны, если этого не было с самого начала – совершенно непонятно. Да, страна развивалась. Вот только делала она это из состояния капитального отставания. А Нокс тем временем совершенно справедливо говорил ещё и о правительстве, которое:
«…погрязло в косности и не сумело вовремя принять чрезвычайные меры. Оно одинаково болезненно реагировало и на рекомендации союзников и на призывы русских патриотов, пытавшихся разорвать круговую поруку бюрократии…»
И наконец, прекрасный отзыв о маневрах, которые проводила гвардия перед началом войны:
«… Нам довелось наблюдать множество военизированных спектаклей, но очень мало того, что действительно имело отношение к серьезной подготовке к современной войне…»
Надо отметить, что Альфред Нокс в своих записках вообще с большим уважением относился к русским солдатам и офицерам и вообще к России, как стране-союзнице, ведущей борьбу за общее дело. Но нелицеприятных вещей, как настоящий профессионал, не скрывал и всегда их отмечал. Тем более, что у него как у военного атташе и работа была такая – замечать все достоинства и отмечать все недостатки.
И как вот с такими исходными данными, говорящими об откровенной неготовности к большой войне, можно говорить о том, что «чуть-чуть не хватило…» Каждый раз искренне удивляюсь.
------
Для того, чтобы было удобнее находить мои статьи на Дзене, подпишитесь на канал и тогда его удобно изучать в разделе подписок.