Найти в Дзене
Александр Залесов

3 причины, почему «Локи» — разочарование

Оглавление
Губки бантиком, бровки домиком, похож на нашего любимого Локи
Губки бантиком, бровки домиком, похож на нашего любимого Локи

Локи всегда был лучшим злодеем Марвел. Да, он легко проигрывал главным героям, но всегда побеждал в битве за сердца зрителей. Локи любили. Не только Тома Хиддлстона (что неудивительно), но персонажа, который постоянно получает тычки и зуботычины, но не сдаётся. Каждый проигрыш только добавлял Локи очков, потому что мы знаем, что он должен проиграть, а Мстители — выиграть. Каждая его попытка — это борьба с судьбой. Безумная, но достойная уважения.

Поэтому Локи — это мы. Это человек, который падает, но поднимается снова и снова. Удача не на его стороне, правила мира подыгрывают врагам, но он не бросит своего.

Локи рефлексирует

Первая подножка сериала — это не тот Локи, которого мы все любим. Это его более мягкая, человечная версия. Это Локи, которого рисуют себе в голове фанатки Локи. Его можно тискать, обнимать, пить с ним чай, танцевать, болтать о погоде. Ещё немного и этот Локи будет плакать над милыми котятами. Как говорит сценарист сериала Майкл Валдрон, весь сериал и есть большой ответ на вопрос «Может ли Локи измениться?»

Но почему нужно меняться именно в таком ключе? Почему изменение подразумевает движение в сторону христианского прощения и психотерапевтического принятия себя? Локи вызывает чувство жалости в большей части сериала. Он определенно несчастен, растерян, разбит. В какой-то момент он доходит до пика унижения, когда должен раз за разом переживать один и тот же момент своего прошлого. Но Локи всегда был героем, которому плевать на чувства других. Ради своей цели он был готов на всё. Он действовал, а не созерцал. И это было правдой героя. Сериал не просто меняет его, он подменяет суть персонажа, заставляя нас верить, что из одного теста можно слепить двух разных людей. Нет, нельзя. Вы лепите нового героя вместо старого. И можно сколько угодно прикрываться фразами «он изменился» — за ними не скрыть, что вы ломаете персонажа через коленку.

Как такого не любить, правда?
Как такого не любить, правда?

Свободы воли не существует

Второй упрёк снова по сериальным смыслам. Вопрос о свободе воли — главный в сериале. Всё предрешено или мы всё-таки сами пишем свою судьбу? Можно ли жертвовать своей свободой воли ради мира во вселенной? И тут вместо однозначного ответа сериал предлагает какое-то невнятное бормотание. А жевать кашу во рту противно. Вроде да, с одной стороны вся история с УВА показывает, что лишать людей свободы — плохо. Но с другой, финальное решение Локи прямо противоречит свободе выбора. И нам намекают, что именно Локи тут прав, ведь он прошёл путь изменения. Как, Локи? Старина, чего от тебя не ожидал, того не ожидал. Вот именно тут ты предаёшь себя. Вспомни, что ты — это «да гори они всё огнём, главное, чтобы я мог жить», а не «я могу пожертвовать собой ради безопасности мира». Это типичный Капитан Америка, а не Локи.

На такого Локи мы бы все посмотрели с большим удовольствием — авторитарного действующего индивидуалиста
На такого Локи мы бы все посмотрели с большим удовольствием — авторитарного действующего индивидуалиста

Нудная режиссура

Да, это уже другого уровня критика — стилистического. Но тут тоже провал на провале. Затянутые кадры, убийственно длинные диалоги, камера не знает, за что ухватиться. Сначала мы всё прощали, ладно, но финальная серия с самым скучно снятым разговором за последнее время вынудила меня писать эти слова. Представьте, 20 минут общения на одном месте. Люди сидят примерно в одних позах в одной комнате и беседуют. Очень интересно, динамично, пир для глаз. Нет, это шутка. Таких провисов было много. По ощущениям, это могло быть и намеренной задумкой — сделать сериал более глубоким, позволяя зрителю пожить с героями в кадре дольше. Но всё-таки у нас экшн-фэнтези-боевик. Жанр обязывает к драйву, скоростному монтажу и наполненностью действием.

Неутешительный итог

«Локи» совершает классическое предательство — он предаёт своего героя. Локи больше не решительный человек с планом и амбициями, он потерянный щеночек, который хочет домой к маме, папе и брату. Его хочется пожалеть, его хочется погладить, но за ним не хочется идти в бой, развернув знамёна. Локи был в первую очередь харизматичным лидером. Сериал превратил его в милую декорацию. Поздний Марвел выхолащивает любой сюжет, делает красивую картинку, убирая любые смыслы, которые могут быть как-то не так трактованы семейной аудиторией телеканала Disney+. Кстати, примерно то же самое стало с другим великим трикстером Диснея — Джеком Воробьём. Его сделали добрым.