Пушкин - наше всё. Как это у него?
Я ускользнул от Эскулапа
Худой, обритый — но живой;
Его мучительная лапа
Не тяготеет надо мной.
Здоровье, легкий друг Приапа,
И сон, и сладостный покой,
Как прежде, посетили снова
Мой угол тесный и простой.
Ах, как я его понимаю!
Обследования, анализы, консультации, процедуры, очереди, подбор препаратов, анализы и снова всё по кругу. Это и есть лечение. И всё было бы хорошо, если бы лечение было только процессом достижения цели, а целью было бы излечение, вылечивание, выздоровление. Увы! Оно давно уже само цель этого процесса.
Когда-то я читал красивую сказочку. Про Китай. В Китае, как вы знаете, все жители китайцы. И сам император китаец. И будто у того императора было множество врачей. Он обеспечивал их богатым жалованием, давал наложниц, посылал им блюда со своего стола и вообще всячески баловал. До тех пор, пока был здоров. Но как только он заболевал, то все врачи разом и полностью отключались от кормушки. И не получали ни юаня, ни горсточки риса, пока император не выздоравливал. Таким образом он вынуждал их оберегать именно здоровье императора. Вот это и есть то, что называется здравоохранение. То есть охрана именно здоровья. А лечение просто путь к достижению цели. Причём, врач был заинтересован, чтобы этот путь был предельно коротким.
В европейской традиции всё складывалось совершенно иначе. Лекари при дворе конечно, были. Но как и повара или гувернёры на положении довольно второстепенных слуг. Их как раз и начинали замечать, когда господин заболевал, Тогда им начинали оказывать то внимание, которого им так не хватало в обычные будние дни. И им хотелось подольше сохранить это режим повышенного внимания. Остановись, мгновенье. Ты - прекрасно!
Итак, в одном случае целью является результат работы и исполнитель заинтересован в скорейшем достижении цели. В другом случае целью становится сам процесс, и работник заинтересован в его временной продолжительности. Нет, нет, я не призываю назад в рабовладельческое общество! Но должна же быть какая-то продуманная организация в самой системе здравоохранения, чтобы лечение стало не целью, а средством.
Из личного опыта. Когда у меня диагностировали мерцательную аритмию, я надолго попал в "мучительные лапы" кардиологов. Дигоксин только ухудшал состояние. Отказ от него требовал какой-то замены, другие препараты не помогали. Последовали два десятилетия полубредового блуждания по стационарам, обследованиям ( при этом каждый специалист посылает обследоваться конкретному платному специалисту же). Лечение, анализы, лечение, обследование ( с обязательной отсылкой к конкретному платному обследователю). Я устал и и изнемог. Мне расхотелось жить. И на очередное обследование я не пошёл. И на вызов к участковому врачу не явился. Ушёл в подполье. Ускользнул от эскулапа. Какое-то время мучился, задыхался. Спал сидя. То хвост чесался, то лапы отваливались... А потом всё как-то прошло, нормализовалось. Спасибо аритмологу Сергею Викторовичу Панфилову и его ученицам.
А как бы всё-таки добиться того, чтобы целью здравоохранения в нашей стране стало не лечение,а вылечивание и сохранение здоровья? Неужели никак нельзя использовать китайский опыт?