Не прошло и года, как атомный ледокол "Арктика" - головное судно проекта 22220, - построенный на Балтийском заводе, вернулся в Петербург на починку.
Проект 22220 был разработан ЦКБ "Айсберг" еще в 2009 году. Особенность судов и их универсальность, согласно разработке, в том, что они смогут работать не только на Севморпути на глубокой воде, но и в устьях рек. Такая возможность обусловлена тем, что при подходе к мелководью откачивается водяной балласт, и у ледокола уменьшается осадка.
"Арктика" - это головное судно проекта, его сдали заказчику осенью 2020 года. Однако, поломка произошла во время испытаний ледокола еще в феврале того же года. Один из гребных электродвигателей на правом валу был признан не подлежащим восстановлению.
И все же ледокол отправился на работу и провел свою первую навигацию. Отклонения от проектных характеристик были признаны незначительными, эксплуатирующая компания заявила, что несмотря на поломку, атомоход эффективно отработал в Арктике. Мощность ледокола вместо 60 МВт составила 50, потерю ледопроходимости оценили до 20 см (от 2,9 метра), а скорости – 0,6 узла (от 22 узлов по чистой воде).
Вот, что сказал замглавы "Росатома" и руководитель дирекции Северного морского пути Вячеслав Рукша о ледоколе:
"Надежность ледокола нас точно не удовлетворяет, нарекания есть. По нашим меркам, он должен все 30 суток каждый месяц работать безотказно. Советский ледокол "Сибирь" проекта 10520 мы года два доводили до достижения требуемой надежности, а "Арктика" поработала лишь два-три месяца… Главный вопрос — надежность работы разнообразных преобразователей частоты. Ледокол инновационный — на нем стоит оборудование, которое до этого не производилось в России. Мы тут впереди планеты всей, аналогов не имеется. Чтобы и дальше строить современный атомный флот, нужно быстро нарастить компетенции в силовой электротехнике".
На данный момент ледокол уже переведен на Балтийский завод. Примерно месяц заняли работы по замене неисправного электродвигателя на Кронштадтском морском заводе. Следующий этап работ будет проводится уже на Балтийском заводе - специалисты приступят к восстановлению систем, которые были демонтированы для замены электродвигателя. Отсюда же после окончания работ головное судно проекта 22220 уйдет на ходовые испытания, которые планируется провести в конце октября.
Уже в декабре ледокол с исправным оборудованием должны сдать заказчику.