СССР подошел к войне с Германией имея на вооружении вроде бы полностью готовую обойму в истребительной, бомбардировочной и штурмовой авиации. Но до сих пор многие из нас пытаются понять, отчего неплохие в общем-то и даже превосходные машины не пошли в массовую серию, а другие, наоборот, были запущены на десятки тысяч машин...
Вот и судьба АР-2 похожа на признанные, но не выпущенные массово самолеты. Всего изготовили меньше 200, из которых сотня погибла в первые месяцы войны, а некоторое количество отработало и до кубанских сражений 43-го и даже дольше.
Собственно, самолет родился в продолжении когда то успешного и массового СБ, который успел до войны поучаствовать во многих конфликтах, поставлялся разным странам и производился по лицензии (например в Чехословакии).
Самолет пробовали модернизировать - в конце концов летом 40-го года проходили испытания СБ с 2М-105 с винтами ВИШ-22Е в пикирующем варианте...
Параллельно на СБ проводились испытания использования реактивных снарядов с максимально возможной точностью. То есть с пикирования. Результаты были неплохие - но устанавливать массово реактивные снаряды на самолеты не стали - выяснилось, что оплавлялись элероны после залпа... На других самолетах (ИЛ-2 и Су-2 например) - такого не замечали.
Тем временем АР-2 пошел в небольшую серию - но почти сразу самолеты выпускать перестали - появился ПЕ-2 и было принято грандиозное решение - только ПЕ-2 на всех возможных площадках. Хотя по многим характеристикам "Арочка" превосходила "Пешку". По бомбовой нагрузке, например (сказывалось истребительное прошлое ПЕ-2). По управлению - особо при взлете-посадке - что особо важно для молодых летчиков, массово приходящих в ВВС в годы войны... Но решение было принято принципиальное - и тысячи ПЕ-2 поступали на все участки фронтов. А "Арочка" запомнилась только локальным применением и высоким потенциалом для взламывания обороны противника уже после 44-го года, когда ее уже списали их боевых частей...
Технические характеристики:
Тип двигателя 2 ПД М-105Р
Мощность, л.с. 2 х 1100
Максимальная скорость , км/ч у земли 443 на высоте 512
Практическая дальность, км 1500
Скороподъемность, м/мин 765
Практический потолок, м 10500
Экипаж 3
Вооружение: четыре 7.62-мм пулемета ШКАС
Бомбовая нагрузка до 1600 кг
О другом не слишком удачном бомбардировщике того времени - здесь.
О спутниковой связи, без которой не обойтись ни воздухе, ни на море, ни на воде - здесь.
Всем удачи и успехов!