Нередко реставраторам приходится сталкиваться с особенно трудными задачами, когда на реставрацию поступают памятники в аварийном состоянии. Зачастую эти памятники даже не имеют атрибуцию.
Так, недавно в Вологодском филиале Центра Грабаря поступила икона XVII века из Вологодский музей-заповедник . В музей икона попала из Входо-Иерусалимской церкви г. Каргополя в апреле 1927 года, сведения об авторе отсутствуют.
Изображение на иконе не просматривалось из-за старой профилактической заклейки, сама заклейка деформирована и отклеивалась, имелись стойкие поверхностные загрязнения, утраты древесины, трещины, паволока отошла от основы.
С памятником работает художник-реставратор Светлана Борисовна Подойницына под руководством художника-реставратора высшей категории Тамары Петровны Рыбаковой.
После удаления с лицевой стороны старой профилактической заклейки были обнаружены вздутия и осыпи левкаса и красочного слоя. Открывшееся изображение позволило установить, что данная икона является цельной иконописной доской иконостаса, и разбита на ярусы: верхний - Пророческий, средний -Праздничный, нижний – Деисусный ряды.
Художнику-реставратору предстоит проделать большой объём работ для приведения памятника в экспозиционный вид, и в музей вернётся совершенно иное произведение.