Покуда западная массовая культура идеализирует викингов, ряд западных историков считает, что это явление основано исключительно на том, что современное общество толком не знает, какими были викинги на самом деле.
Правда, критика идеализации во многом тоже соответствует современным трендам, поскольку выделяет в основном те нюансы, которые не вписываются в требования современного западного толерантного общества.
Недавно в издании «Штерн» была опубликована статья немецкого историка, который раскритиковал в пух и прах современное видение викингов, сформированное продукцией наподобие сериала «Викинги».
Свободолюбие
Несмотря на то, что сейчас усердно постулируется идея о необычайном свободолюбии викингов, в которых можно увидеть некий архаичный, диковатый, но прообраз борцов за свободу и демократию, на самом деле викинги были далеки от этого.
Свою свободу они, может, и ценили, но чужую – нисколько.
Золото вторично
Архетипический неовикинг совершает лихой набег на чьи-то берега, берет города и замки, захватывает несметные богатства, после чего устраивает буйную пирушку.
Реальный же викинг о сокровищах больше мечтал, но захватывать их опасался. Если не считать прибрежных монастырей, которые на первых порах почти не охранялись и которые действительно можно было ограбить.
В остальном же, где есть золото – там есть и гарнизон. И чем больше сокровищ – тем серьезнее его будут охранять.
Ввязываться же в серьёзную битву викинги спешили разве что в сериалах, поскольку в реальности они больше интересовались не подвигами, а добычей, которая мертвым, как известно ни к чему.
Поэтому в основе их деятельности лежал захват не богатств, а рабов.
Свободолюбивые воительницы
Это особо не афишируется и прячется за образом благородных воинов и воительниц. Последние в современном обществе пришлись как нельзя кстати.
Но и здесь вымысел, поскольку исторических женщин-воинов у скандинавов не зафиксировано: есть только легендарные.
Но их неплохо противопоставить женщинам и девушкам из христианского Средневековья, которые, в сознании наших современников только и делали, что томились в замке в ожидании принца.
На самом деле в Средние века женщины, хотя в бой и не рвались, но порой руководили военными действиями, обороной замков и пр. В общем Жанна Д’Арк была не единственной такой бой-бабой. Впрочем, в христианской Европе это тоже было исключением.
Свободные женщины
Свобод у скандинавских женщин было и в самом деле больше, чем в христианизированной Европе. Но порой это принимало особый оборот. Например, женщина могла убить собственных детей.
Важный нюанс: у кельтских женщин свобод было, пожалуй, побольше и их боялись даже собственные мужья.
Детоубийство вообще было довольно распространено в скандинавском обществе, хотя и по финансовым причинам (отсутствие возможности прокормить многочисленное потомство). Но и в такой трактовке этот элемент скандинавского бытия предпочитают не выставлять напоказ.
Детей в кино- и телепродукции о викингах вообще подозрительно мало, как в среде самих скандинавов, так и среди тех, на кого нападали викинги.
И это закономерно, ведь тогда у зрителя может возникнуть вопрос: что делали викинги с детьми в захваченных селениях? Ответить на него будет легко: в лучшем случае их делали сиротами и бросали на произвол. В качестве альтернативы им могли «предложить» рабство или смерть.
Христианство против язычества
Сейчас христианство непопулярно, а его послужной список таков, что многие представители западного мира видят в нем в лучшем случае тупиковый путь, а то и вовсе одно из величайших бедствий в истории Европы и мира.
С язычеством ситуация полностью противоположная. Его история была принудительно прервана христианством, поэтому мы не можем сказать, каким бы оно было на этапе вырождения.
К тому же наши современники имеют о нем очень смутное представление, поэтому создатели произведений на языческую тематику могут фантазировать, от души поставляя под видом язычества привлекательные для наших современников образы, разбавленные именами древних богов, священными рощами и прочим.
Важно отметить, что человечество всегда продуцировало спрос на мистику, но христианская мистика, как и исламская, уже полностью выдохлись и неинтересны, а языческая смотрится очень привлекательно.
Не менее важным элементом является выраженная асексуальность христианства, тогда как языческое видение мира предполагает секс здоровой частью здорового мира.
Также язычество традиционно ориентировано на природу и не считает земную жизнь чем-то изначально порочным, что тоже пользуется спросом.
Общество равных
Отчасти так и было в эпоху викингов. Однако здесь дело не в викингах, а в их этапе общественного развития. Давления церкви или жрецов там и в самом деле не было.
Знать еще не довела крестьян до положения полурабов, и, хотя опасностей в их бытии хватало, но все же это было довольно равное общество.
Но примерно то же самое было и у других германских племен раннего этапа, а также кельтов, славян, балтских народов и даже у ранних греков и римлян и многих других народов.
Легко догадаться, что с течением времени скандинавы пришли бы к тому же социальному расслоению, что и те же греки или римляне. Так что равенство было временным.
Внешний антураж
По сути, он позаимствован из «байкерских» фильмов 80-х годов ХХ века, которые так же усердно романтизировали этих «мотовикингов».
Просто дорога сменилась фьордом, мотоцикл заменили на драккар, и кожаную одежду украсили кусочками шкур, клыками и меховыми плащами. И все это на фоне действительно потрясающих видов скандинавской природы.
Мужчины атлетичны, женщины стройны, а сообщения историков о том, что среди викингов процветало пьянство и что некоторые прямо с чашей горячительного и умирали, лучше не упоминать.
Основной бизнес
Чтобы ведрами хлестать вино, которое северяне не производили, нужны деньги. Чтобы впечатлить соседей, поднять статус и купить земли – нужны они же. Значит, вперед! За рабами!
Чем хороши рабы? Тем, что они были востребованы и водились повсюду. Если сокровища еще нужно было добыть, сразившись с их хозяевами, то рабы – это все равно что мышей наловить.
И, если сухопутным работорговцам, захватившим рабов, потом нужно было еще быстро унести ноги от тех, кто был не в восторге от потери собственных налогоплательщиков, то морским и речным пиратам было намного легче. Прежде чем на набег отреагируют, налетчики будут далеко.
Затем останется только продать плененных. В свете того, что набеги совершались в основном на окрестные земли, в т. ч. и на скандинавские, то внешность рабов были достаточно экзотической для греков или арабов, которые и были основными покупателями рабов.
Фактически викинги были одними из главных торговцев рабами в Средиземноморье. И источник рабов казался неиссякаемым.
Какая-нибудь рыбацкая деревня практически не могла оказать хоть сколько-то заметного сопротивления. Материальных ценностей там обычно тоже не было, но люди-то были!
Отсюда и бесконечные сообщения о набегах викингов, в которых они уводили в рабство массу людей.
Обычно это были женщины. Они становились объектами сексуального рабства, почти никогда не совершали побегов, не бунтовали, удовлетворяли потребности самих викингов и к тому же были основными производителями текстиля. В этом случае захват женщин был аналогичен захвату небольшого предприятия.
Воровали их и для себя. В самой Скандинавии как минимум каждый десятый является потомком рабов, проданных одними скандинавами другим скандинавам.
В Исландии же женский геном вообще преимущественно нескандинавский, что указывает на то, что викинги захватили женщин в Ирландии и Шотландии, с которыми уже создали семьи в Исландии.
Но были и такие, кто просто рожал им детей оставаясь рабынями.
Отношение к рабам
Если в упомянутом сериале оно очень мягкое и главный герой даже предлагает своему рабу разделить постель с его женой, на самом деле все было даже хуже, чем у римлян и греков.
Рабы считались скотом и обычно вместе со скотом жили, питаясь нередко тем же, что давалось свиньям. Иногда домом для рабов была просто вырытая в земле яма. Жили они недолго, часто становились объектом издевательств и век их был очень недолог.
Конечно, можно сказать, что романтизированный образ викингов – это всего лишь художественный образ. Но по мнению ряда историков, художественный вымысел тоже должен иметь пределы.
В противном случае можно будет начать романтизировать и нацистов, и Пол Пота, придав им романтические черты и забыв о том, кем они были на самом деле. Так и до повтора истории можно докатиться.