Найти тему

Некровавые индийские воины

Постер к индийскому фильму "Бахубали"
Постер к индийскому фильму "Бахубали"

Мне читатель недавно сказал, что индийцы не умеют снимать драки. День и ночь мол с другими народами, у которых с боями и драками всё в порядке.

Вообще-то, он прав: день и ночь. Но не столько из-за технических и бюджетных косяков создателей, сколько оттого, что в Индии кино со драками снимают не ради самих драк, не ради эпичности и уж тем более не ради просмаковывания жути, жести и кровавости. Вот нету в индийском кино маньячного реализма и кровавости, как у американцев.

Вот даже когда индусы честно старались снять эпичное кино со драками в голливудском стиле, "Бахубали", всё равно после эпичной - честно эпичной, многим людям и даже мужского пола бои понравились - битвы в фильме говорят о главных воинах-героях победившего народа:

"Во время сражения Балалдэв думал только о том, чтобы победить врага, а Бахубали, убивая врага, думал и о своих людях. В этом разница между королём и солдатом. Если ты убьёшь сотню врагов - тебя назовут великим воином. Но если спасёшь хотя бы одну жизнь - люди будут считать тебя богом"

И звание лучшего воина битвы, заслужившего право быть выбранным правителем страны, отдали Бахубали!

Постер к фильму "Бахубали"
Постер к фильму "Бахубали"

Кстати, в момент, когда его воины и соотечественники проигрывали, придушенные, напуганные и измученные превосходящими силами врага, Бахубали остановил отступающих и вдохновил снова рвануться в битву такими словами:

"Он оскорбил мою мать и до сих пор жив, а мы, вместо того, чтоб бросить его обезглавленный труп к её ногам, показываем ему наши спины?! Вот что есть смерть! Я уничтожу такую смерть!
Ни один негодяй не посмеет причинить вред моей матери и моей Родине: я растерзаю его на части!"

Кстати, по индийскому мнению, правителем должен быть именно воин (священник в крайнем случае, хотя мудрости священника иногда недостаточно и необходима просто жёсткая хватка воина), а в фильме как раз выбирали в правители лучшего из лучших воинов! И выбрали не за ярость и разгром врагов, а за умение контролировать свой гнев и не срываться, оберегать слабых и мирных жителей! Потому что настоящий кшатрий сражается только с равными и сильными!

И это не столько реалистичные американские треск костей, кишки распоротые или выбивание вручную глаз, сколько благородство натуры и смелость воинская, когда драться ступаешь даже в неравном бою, даже когда всё легло против тебя. Как та самая гора с водопадом, на которую много лет пытался взобраться, безуспешно, множество раз срываясь и ранясь, главный герой. Хотя все ему говорили, что прохода на гору нет и никто прежде не мог подняться на неё! Кстати, заметьте, что гору он одолел, когда помимо охотничьего азарта к победе и упрямства, помимо отросших мускулов и выносливости он обрёл цель найти обладательницу деревянной маски! Ради того искал, чтобы увидеть лицо и суть её, скрываемые под маской!

Кадр из сериала "Джодха и Акбар"
Кадр из сериала "Джодха и Акбар"

Даже если взять исторический и чисто женский индийский сериал, к примеру, "Джодха и Акбар", то там император моголов уже к началу действия сериала стал превосходным воином и нагонял страх на врагов, но... Акбаром, то есть, "Великим", правителя моголов прозвали индусы только тогда, когда он милость к подданным проявил, позволив индусам совершать паломничества без обдирания их за то огромным налогом!

Постер к сериалу "Королева Джханси"
Постер к сериалу "Королева Джханси"

Или взять исторические и семейные сериалы о детстве, взрослении и подвигах реальных исторических индийских деятелей:

  • "Королева Джханси" - о Лакшмибай, одной из руководительниц Сипайского восстания против угнетателей-англичан;
  • "Земли отважный воин Притхвирадж Чаухан" - о Притхвирадже Чаухане, под чьим руководством раджпуты могли противостоять мусульманской агрессии и даже разгромили войска Мухаммада Гора в 1191;
  • "Порус" - о Поре (Порус/Пурушоттама), пенджабском царе, решившемуся выступить против Александра Македонского и, хоть и проигравшему, но получившему от восхищённого Александра Македонского разрешение оставаться правителем земель и дальше.

Да, в сериалах есть экшен и множество опасностей с самого детства поджидают будущих героев (но драки и опасность изображены ближе к 16+), опаляя дикую руду огнём и закаляя до состояния прекрасного и опасного меча, который - внимание - в итоге встанет на защиту Родины против превосходящего и задавившего народ врага.

Постер к индийскому сериалу "Порус"
Постер к индийскому сериалу "Порус"

Ибо, как сказал учитель упрямой дочери священника Маникарники - будущей Лакшмибай - чтобы руда стала красивым мечом или украшением - она должна пройти через огонь и печь.

Короче говоря, настоящий индийский воин взрослеет, крепчает, копит знания, мощь, навыки боя и понимание военных стратегий не ради модной жажды власти и/или славы, не ради тиранского захвата и угнетения кого-нибудь - а чтобы однажды суметь послужить Родине и слабым, угнетаемым и обиженным, тем, у кого самого смелости, силы и знаний не хватит, чтобы поднять меч и оборониться. И вот это вот во множестве киноисторий и киноверсий, на всех экранах страны.

Даже если взять, скажем, современное и эпичное кино, ну, скажем про мафию-контрабандистов и полицейских, где главарь мафии похитил любимую жену известного офицера полиции, чтобы убить... в Америке это были бы сплошные мордобои и экшен, а индусы даже к этому приплели древние мифы о своих богах и вообще-то у них глава мафии озверел, когда полицейские поимели его сестру, а несчастная этого не вынесла. То есть, всё опять сводится к борьбе смелого кшатрия за справедливость.

Кадр из индийского фильма «Демон»/«Raavan»
Кадр из индийского фильма «Демон»/«Raavan»

Да и вообще, доблестному индийскому парню-герою из кино обычно жизнь не в радость, если не перейти дорогу какому-нибудь мафиози и злодею, угнетающему простых людей и/или приглянувшуюся герою девушку.

Помимо благородной цели у настоящего индийского кшатрия обычно проявлено и уважение к родителям, к Учителю и к Богу. Истинный кшатрий склоняется пред родителями, Учителем и статуей Бога, касаясь их стоп. Он признаёт, что есть те, кто его старше и выше, как бы он не старался ради других или из-за своих амбиций. Это не делает кшатрия слабее, нет, просто может сделать хоть немного скромнее, а скромность и в бою полезна, чтобы не лезть на рожон, не изучив своего соперника.

Заметьте, царём индийских богов считается Индра, он же бог молний и признанный бог кшатриев! Индра много раз доблестно сражался против демонов, трусом его не назовёшь. Но главная тройка индийских богов, боги верховные - это Брахма (сотворивший всё), Вишну (защитник Вселенной и людей) и Шива (бог аскетов, способный своим танцем как разрушать миры, так и создавать новые). И воин Индра, царь богов, всё-таки уважает и склоняется пред этими тремя!

Кадр из фильма "Бахубали"
Кадр из фильма "Бахубали"

И финал эпичного индийского фильма "Бахубали: Начало", роскошной экранизации мифа об индийском богатыре: когда народ радостно чествует свежевыбранного царя, царь новый и другие претенденты проходят мимо статуи богини Дурги, но только выбранный царём оборачивается, чтобы взглянуть на богиню. После тяжёлого боя с превосходящим врагом, раненный, сколько-то раз висевший на волоске у гибели, но спасшийся, только что выбранный царём он, а не его брат - он не погружён в самолюбование или злобное торжество, нет, он смотрит на богиню его народа, он обращается к Богу, к божественному, прежде чем принять звание царя!

Кадр из фильма "Бахубали: Начало"
Кадр из фильма "Бахубали: Начало"

Да и вообще, вспоминая вышеупомянутые сериалы про индийских исторических деятелей-воинов - они начинаются богослужением или вскоре сюжет подводит героя или вообще ещё будущих его родителей в храм на богослужение. Как намёк, что без божьего благословения не возможно крупной победы и полной силы.

Кадр из фильма "Бахубали: Начало" - в финальной схватке эпичной битвы уже израненный и подуставший отец будущего героя уделал вождя и воеводу превосходящих по числу противников обломком от колесницы, кстати, в форме львиной головы, а лев - вообще-то возит богиню Дургу! Без божьего благословения и победы великой нету - так мягко напоминают создатели фильма индийским зрителям и детям.
Кадр из фильма "Бахубали: Начало" - в финальной схватке эпичной битвы уже израненный и подуставший отец будущего героя уделал вождя и воеводу превосходящих по числу противников обломком от колесницы, кстати, в форме львиной головы, а лев - вообще-то возит богиню Дургу! Без божьего благословения и победы великой нету - так мягко напоминают создатели фильма индийским зрителям и детям.

Короче говоря, у нас опять выходит история не про драки как таковые, хотя в целом очередная индийская история про воина, мда. И, смотря как стараются и побеждают герои-кшатрии, язык не повернётся ляпнуть, что они ну никакие не воины - их, наоборот, даже иностранцу хочется именно воинами назвать.

Вспомним классический текст древнеиндийский как случилась великая битва на поле Курукшетра, привёдшая к гибели множества людей и смене эпох - "Махабхарата". Кстати, несколько раз экранизированный. В центре борьба за власть в империи Хастинапура между сводными братьями, Кауравами (100 кшатриев-братьев) и Пандавами (5 кшатриев-братьев). У старшего из Кауравов - нечеловеческая мощь и жестокость, да ролился зловеще. А Пандавы - каждый сын какого-нибудь могущественного бога.

У нас и эпос, и экранизации хоть и повествуют о том, как проходила великая битва и как к неё всё докатилось, однако же выходит... историей про Бога и человека?! Я уж молчу, сколь значима и ценна для индусов глава о нескольких минутах в разгар битвы на Курукшетре, где лучший воин справедливой стороны, сын кстати бога Индры... болтает с земным воплощением бога Вишну - Кришной - о мироздании и бессмертии души!

Кришна и Арджуна
Кришна и Арджуна

Вбейте в поисковик "Кришна и Аджуна" - и, возможно, вы как и я заподозрите, что именно их беседу чаще всего рисуют индийские художники, вдохновлённые этим эпосом о войне.

И, на десерт, опять из индийской классики:) Кришна приходился родственником и Кауравам, и Пандавам. И он, когда уже шла речь о грядущей и неизбежной войне, грустно сказал, что огорчён противостоянием родственников, но не может оставить их без своей помощи, потому предлагает выбор: одной стороне он отдаст всё личное войско, всех слонов, лошадей и колесниц, а с другой - самолично отправится воевать. Жребий выбирать вытянул Дурьодхана, Каурав. И, посмеиваясь, выбрал к себе всю армию, всех слонов, лошадей и колесниц. А принц из Пандавов сказал, что будет рад компании и совету Кришны. И Кришна пошёл к среднему из Пандавов - Арджуне - вести колесницу. Колесничий - важный человек, от него жизнь ездока зависит, хотя и занятие шудр, обслуги. Кишна не постеснялся, ловко управлял лошадьми, дружно болтал по ходу... и победили кстати Пандавы, поскольку Бог был на их стороне.

Короче говоря, кшатрии индийские - особый вид воинов выходит.

***

Статья писателя и востоковеда Свительской Елены Юрьевны^-^ У меня ещё есть книги в жанрах этнического фэнтези, исторического фэнтези, исторического любовного романа и фантдетектива о Японии, Индии, Китае и Корее. И в других жанрах тоже. 55 книг завершённых. И про Индию у меня этническое и историческое фэнтези, и исторический любовный роман: «Три мужа для Кизи», «В тени Кайлаша» и «Сын евнуха», где тоже воины-кшатрии индийские есть, дерутся с богами или с демонами...